История Храма

3)ПИСЬМАО ИСТОРИИ ХРАМА СПАСА НЕРУКОТВОРНОГО 

Письмо № I

Я, Новосельцев Виктор Никитьевич, родился и жил в Каргаске и в Каргасокском районе до 1965 года. В настоящее время живу в Новосибирске. Обращаюсь к Вам с этим письмом по следующим обстоятельствам. В Интернете, используя поисковую систему Яндекс, неожиданно увидел написанную Вами статью «История Каргасокского храма». С огромным удовольствием ознакомился с её содержанием. Статья хорошо иллюстрирована и, безусловно, содержит много познавательной информации, раскрывает историю появления Спасской церкви на Каргасокской земле в преддверии двадцатилетия восстановления ныне действующей церкви.

Вместе с тем. хотел бы обратить Ваше внимание на отдельные моменты, которые считаю не совсем достоверными. Для этого приведу три фрагмента из текста Вашей статьи и постараюсь обосновать свою точку зрения.

  1. Спасская церковь в Каргаске была построена в 1867 году.
  2. История двух Каргасокских храмов — старого, построенного во второй половине XIX века и разрушенного в 1938 году…
  3. В начале 20-х годов церковь Спаса Нерукотворного в Каргаске была закрыта, а в 1938 году — разрушена и перевезена в д. Павлово, где из неё построен клуб.

Во-первых, внимательное прочтение архивного документа, выписки из клировой ведомости Воскресенской церкви с. Тогурского, представленной на первой из 32 фотографий, иллюстрирующих Вашу статью, показывает, что первая церковь в Каргаске была построена ранее 1867 года. Текст на этой фотографии — это. по сути, послужной список (говоря современным канцелярским языком — анкетные данные) священника Федора Ефимовича Болынанина, первого настоятеля Спасской церкви в Каргаске.

В тексте архивного документа написано: «…Епископом Томским рукоположен во священники Каргасокской Спасской церкви (1852 июня 30)…». Из этого следует, что первое здание церкви в Каргаске было построено в 1852 году. В пользу моего утверждения говорит ещё один факт. В 1996 году в Томске была издана книга «Земля Каргасокская» (далее — книга), коллективными издателями которой являются администрация Каргасокского района и Томский государственный объединённый историко­архитектурный музей. На странице 217 книги написано, что в 1851 году один из арендаторов рыбопромыслового песка отдал 40 рублей серебром па строительство в Каргаске церкви. 11а странице 151 дано описание казённого села Каргаеоцкое за 1859 год, где сказано, что на высоком крутом берегу деревянная трёхпрестольная Спасская церковь. Из сопоставления двух текстов следует, что церковь была построена между 1851 и 1859 годами. С учётом сведений, содержащихся в послужном списке Ф.Е. Болынанина, можно с уверенностью сказать, что культовое здание в лесном краю построили быстро. Таким образом, приведённая в Вашей статье выписка из клировой ведомости Воскресенской церкви с. Тогурского ставит окончательную точку в этом вопросе: Спасская церковь в Каргаске была впервые построена в 1852 году, в связи с чем Ф.Е. Болынанин был назначен её первым священником и оставался в этом качестве до 21 октября 1859 года.

Можно только предполагать, что в 1867 году новое здание церкви было построено потому, что предыдущее сгорело. Во всяком случае, так об этом говорится в исторической справке на официальном сайте Каргасокского района: «На высоком открытом месте располагалась деревянная Спасская церковь, открытая в 1867 году на месте первых двух, сгоревших». Однако достоверность такой фразы вызывает сомнения. Получается, что за 15 лет с 1852 по 1867 годы, в Каргаске сгорело два церковных здания. Это как нужно было прогневить Бога, чтобы такое случилось!

В свою очередь, в музее средней школы № 1 есть информация, что церковь дважды горела, и последнее сё здание построено в 1890 году. Если придерживаться этой версии, то в 1960 году разобрали и перевезли в Павлово именно это здание, Не содержит информации о пожарах и указанная выше книга. Насколько мне известно, документально подтверждённых сведений о фактах двух пожаров пока не найдено.

Во-вторых, я точно знаю и свидетельствую, что церковь не была разрушена в 1938 году, её не разрушали ни в сороковые и ни в пятидесятые годы. Мимо здания церкви я ходил из села Павлово в Каргасок и обратно в конце 1959 и в начале 1960 годов, когда учился в шестом классе Каргасокской средней школы № 2. До этого времени она действительно была закрыта и использовалась колхозом, что находился в Старом Каргаске, в качестве склада для хранения зерна и прочей сельскохозяйственной продукции.

В 1960 году деревянное здание церкви, с момента его строительства, если считать от 1867 года, прошло 93 года, разобрали и перевезли в Павлово. В 1959 году в Павлово был образован Павловский сельский совет, посёлок становился небольшим сельским центром. Произошло объединение колхозов, находившихся в Старом Каргаске и Павлово. Органы управления объединённым хозяйством находились в Павлово. В здании, собранном из брёвен э той. церкви, разместились сельский клуб и —контора объединённого колхоза— «Заря коммунизма», впоследствии переименованного в совхоз «Павловский». Здание к сдаче в эксплуатацию готовили всем миром: созывали сельчан на общественные работы и сообща штукатурили, красили, обустраивали территорию. В то время решение о разборке здания церкви и его перевозке в Павлово мог принять либо Каргасокский райком КПСС, либо исполком Каргасокского районного совета депутатов трудящихся. Ответ на этот вопрос можно попытаться найти в протоколах этих органов за соответствующие годы, возможно, что они могут быть под грифом «Секретно». Полагаю, что не могла оставаться в стороне и районная газета «Северная правда». В ней могла быть информация как о разборке и переносе здания церкви, так и об открытии в Павлово просторного сельского клуба.

В начале 2011 года я был в Каргаске, в том числе и в Павлово. Здание клуба не эксплуатировалось ввиду его аварийного состояния. Возможно, что со временем его могут снести и пустить на дрова. В этой связи хотя бы часть одного из брёвен этого здания следовало бы поместить в Каргасокском музее искусств народов Севера с подробным описанием истории Каргасокской церкви.

Полагаю, что нынешний священник Каргасокской церкви о. Феодор должен быть заинтересован в более точном изложении истории возглавляемой им церкви. Надеюсь, что гак оно и будет. Хочу в это верить.

С уважением                   В.Н. Новосельцев

30.11.2012


Письмо № II

                                      Уважаемая Маргарита Андреевна!

Считаю нужным ещё раз вернуться к одному из вопросов по истории существования Спасской церкви на Каргасокской земле. После того, как я отправил Вам письма по этой теме, непроизвольно появились два взаимно связанных вопроса:

  1. Верна ли устоявшаяся информация о том, что церковь действительно была закрыта в 20-е (какие именно) годы?
  2. Почему существует устойчивое мнение, что Спасская церковь была разрушена в Каргаске в 1938 году, хотя здание церкви стояло на своём месте до 1960 года?

Ответы на эти вопросы позволят по-иному рассмотреть и оценить ещё одну страницу истории Спасской церкви.

В Вашей статье «История Каргасокского храма» есть фраза: «В начале 20-х годов церковь Спаса Нерукотворного в Каргаске была закрыта…». Это утверждение, как аксиома, содержится и в справке о Спасской церкви, имеющейся в музее Каргасокской средней школы № 1. Поэтому, считая эту часть истории церкви общеизвестной и доказанной, в своём письме Вам от 08.12.2012 года я также отметил, что «можно с уверенностью говорить о примерном времени закрытия церкви — начале 20-ых годов двадцатого века». Однако, на мой взгляд, «с уверенностью» говорить об этом не совсем корректно, и я, скажем прямо, поторопился. Мне представляется, что оценка прошлого по принципу «в двадцатые годы церкви закрывали повсюду, и у нас не могло быть иначе» в истории с церковью в Каргаске не работает. Есть обстоятельства, при рассмотрении которых ставится под сомнение такое утверждение. И вот почему. В Интернете можно найти много материалов о социально-экономическом положении в Советском Союзе в тридцатые годы прошлого века…

В период реализации второго пятилетнего плана развития СССР на 19331937 годы решалась также одна из главных социальных задач — коренным образом переустроить советское общество. Для этого планировалось активизировать идеологическое воспитание советских людей и усилить, прежде всего, атеистическую пропаганду. Намечалось охватить антирелигиозной деятельностью все категории рабочих, уделить особое внимание антирелигиозной работе в деревне. Для проведения такой работы была создана массовая общественная организация Союз воинствующих безбожников. Предусматривалось, что к первому мая 1937 года на всей территории страны должно быть забыто имя бога. В этот период, называемый «безбожной пятилеткой», началось массовое и повсеместное закрытие церквей. Однако в полном объёме сделать это не удалось.

В опросные листы проведённой в 1937 году переписи населения был включён пункт об отношении к религии. Из 30 млн. неграмотных граждан СССР старше 16 лет 84 процента признали себя верующими, а из 68,5 млн. грамотных — 45 процентов. То есть весьма значительная часть взрослого населения от религии не отказалась и считала себя верующей. Это стало ещё одним основанием для продолжения работы на территории страны по массовому закрытию церквей и в последующие годы. В 1937 году было закрыто 8 тыс. церквей, в 1938 году — более 6 тыс. храмов.

Следует также посмотреть, что представлял собой Каргасок того времени. В тридцатые годы в связи с интенсивным заселением левого берега Оби прежний Каргасок постепенно утрачивал функции районного центра. В 19301932 годах на пристань Каргасок на берегу Оби были перенесены районные организации: райисполком, райком партии, милиция, суд, прокуратура. Но в селе по-прежнему оставались средняя школа и Спасская церковь, оказавшаяся на далёкой окраине пока ещё единого поселения, располагавшегося на берегах как Панигатки, так и Оби. И только в июле 1939 года на основании постановления Каргасокского райисполкома село Каргасок было разделено на два населённых пункта: Старый Каргасок и Новый Каргасок.

С учётом общественно-политической обстановки, сложившейся в то время, прихожу к выводу, что именно к 1938 году следует всё же отнести не разрушение Спасской церкви в Каргаске, а её закрытие.

Вновь прочитал написанный Н. Г. Монголиной «Краткий очерк к истории Каргасокского района» из книги «Земля Каргасокская». На странице 170 читатель приглашается на экскурсию в село Каргасок, теперь уже в 1926 году. Написано: «…На высоком открытом месте стоит деревянная оштукатуренная и окрашенная в белый цвет трёхпрестольная Спасская церковь. Сверкают на солнце, издали привлекая и маня, позолоченные её купола. За красивой церковной оградой — кладбище с мраморными плитами». Такое описание невозможно сделать, если церковь перестала быть местом притяжения людей, местом поклонения, местом единения, если хотите. Отсюда возможно сделать первое предположение: по состоянию на 1926 год церковь оставалась действующим культовым учреждением и не была закрыта.

Очерк иллюстрируется рядом фотографий, три из которых, взятые из фондов Колпашевского краеведческого музея, следует выделить особо.

  1. Страница 153. Вид Старого Каргаска. Фотография сделана со стороны Нанигатки. Видны контуры церкви с крестом над куполом.
  2. Страница 164. Старый Каргасок. Церковь. Купол церкви венчает крест.
  3. Страница 172. Средняя школа (в Старом Каргаске) во время выборов в Верховный Совет РСФСР. Июнь 1938 года.

Все фотографии сделаны одним фотографом в 1938 году, а если быть точным, в июне 1938 года в период подготовки к выборам в Верховный Совет РСФСР. Наличие креста над куполом церкви может свидетельствовать только об одном — на тот момент времени церковь оставалась в числе действующих, иначе она в период подготовки к выборам не попала бы в число достопримечательностей Старого Каргаска (тогда ещё Каргаска). Под фотографией, помещённой на стр. 164, имеется подпись «…построена в 1891 году, разрушена в 1930-х г.г.». Такая подпись опровергает существующее мнение о закрытии церкви в 20-х годах. Достоверно известно, что в тридцатых годах Спасскую церковь не разрушили. Но если её не разрушили, тогда что сделали? Закрыли. Получается, что церковь закрывали дважды: в 20-е годы и в 30-е годы. Мне представляется, что такого просто не могло быть, и утверждение о закрытии церкви в 20-е годы несостоятельно. Исходя из подписи под фотографией, возникает и такой вопрос: какой смысл разрушать в 30-е годы закрытую в 20-е годы и недействующую церковь? В этом нет никакой логики. А вот закрыть действующую церковь в той политической обстановке, о которой написано выше, совсем другое дело. Но и закрыта церковь была не ранее 1938 года, учитывая время, когда была сделана опубликованная фотография.Скорее всего, успешно проведённые в 1938 году выборы в Верховный Совет РСФСР и поощряемая государством целенаправленная атеистическая работа в предыдущие годы, в Каргаске такая работа, безусловно, проводилась, ускорили принятие решения о закрытии церкви. Логично предположить, что церковь была закрыта во второй половине 1938 года после проведения выборов. С закрытием церкви значительная часть местного населения, как и часть поселившихся в Каргаске спецпереселенцев, оставаясь верующей, лишилась возможности её посещать. И если раньше люди по праздникам, и не только, шли в церковь на окраину села, то теперь идти было некуда. Всё… Церковь закрыли. Веру разрушили… Это было серьёзной моральной и нравственной утратой, в связи с чем прекращение деятельности церкви стойко ассоциировалось в сознании людей в том году и в последующее время как её физическое разрушение и уничтожение. Вот почему во всех известных источниках 1938 год указывается как год разрушения Спасской церкви. Стоявшее же на своём месте здание церкви в течение более чем двух десятков последующих лет уже мало кого интересовало. Следовательно, можно с высокой долей вероятности утверждать, что именно в тридцатые годы, а точнее, во второй половине 1938 года, Спасская церковь была всего лишь закрыта. Её здание не разрушили в буквальном понимании этого слова, хотя именно об этом до сих пор бытует мнение и написано в ряде публикаций. До 1938 года церковь оставалась в числе действующих культовых учреждений, а вот после, в течение 22 лет, до 1960 года, по назначению не использовалась. Потом здание церкви разобрали и перевезли в село Павлово. Об этом я написал Вам в одном из предыдущих писем.

Решение о закрытии церкви может быть отражено в одном из постановлений Каргасокского райисполкома или райкома партии за 1938 год. А для этого требуется целенаправленная работа в архивах Томской области. Возможно, могут что-то вспомнить по этой теме коренные жители Каргаска, может быть, села Павлово, родившиеся в тридцатые годы, которым сейчас должно быть далеко за восемьдесят, если, конечно, таковые имеются. В связи с этим можно более точно изложить историческую ретроспективу существования в Каргаске Спасской церкви:

  • год — начало строительства церкви в Каргаске;
  • год — окончание строительства, назначение Ф.Е. Большанина её первым священником;
  • 1860 год — строительство нового здания после пожара;
  • 1891 год — строительство очередного здания после второго пожара;
  • 1938 год — закрытие церкви;
  • 1960 год — разбор здания церкви и перевоз его в село Павлово;
  • 1992 год, 19 декабря — возрождение Спасской церкви.

Считаю для себя необходимым придерживаться изложенной выше точки зрения и хронологии. Поэтому вношу изменения в написанное мною и высланное Вам стихотворение «Спасская церковь». В пояснении к стихотворению слова «через 70 лет» заменяются словами «более чем полвека спустя». Теперь это выглядит так: В селе Каргаске Томской области 19 декабря 1992 года, более чем полвека спустя после закрытия, вновь открыла двери православная Спасская церковь, где состоялась первая церковная служба. 

В приведённом ниже тексте слово «сорок» заменено на «двадцать». Его новая редакция такова:

Но однажды погас её свет, И лет двадцать не ведала дела.

Обращаюсь к Вам с этим письмом в надежде, что история существования Спасской церкви в Каргаске будет иметь как можно меньше «белых пятен» и противоречий. Я изложил свою точку зрения по этой проблеме, основываясь на анализе опубликованных и общедоступных материалов.

Я ничего не придумал, факты — упрямая вещь.

Логики крепкие струны – в догмах пробитая брешь.

Истина скрыта в тумане. Горьких для паствы вестей.

Людям не верилось: в храме — нет поминальных свечей,и песнопений духовных, радости светлой на всех, строгих обрядов церковных, негде замаливать грех.

Сделано всё по приказу. В планах давно решено: незамедлительно, сразу церковь отдать под зерно.  

Пусть остаётся забытым Храм на границе села.

 Веру объявим изжитой…

Так вот вершились дела. Эта народная драма

Виделась в свете одном:

Кончилась летопись Храма,

Сгинул он в 38.

 Сгинул он в тридцать восьмом

Пусто вдруг стало до жути:

В тот приснопамятный год Церковь закрыли.

По сути, пал православный приход.

Думаю, что в установлении истины должны быть заинтересованы и нынешние служители действующей в Каргаске Спасской церкви.

Желаю успехов в Вашей работе.

С уважением,             В.Н. Новосельцев

30.01.2013

Просмотр страниц (2702)