История Храма

2) СБОРНИКСВЯТОЕ ОЗЕРО: БЫЛИ И ЛЕГЕНДЫ«

Школьный историко-исследовательский   краеведческий проект. Автор —  ученица 11 класса КСОШ №2, Евгения Залогина,  научный руководитель — педагог дополнительного   образования Каргасокского Дома детского творчества, М.В.НикешкинаПри подготовке использованы документы и фотографии из Каргасокского районного архива и личных архивов  жителей Каргаска и Павлово,  а также сборник научно-популярных очерков   «Земля Каргасокская» под ред. Яковлева Я.А   (издательство ТГУ, г. Томск 1996 г.) Автор благодарит за помощь Холодову С.В., Жданову Н.И., Букину Е.А., Гилеву К.В., Никешкину Л.М.

Трудно найти жителя Каргаска, который не знал бы место отдыха многих поколений каргасокцев – Святое озеро. Сейчас уже не многие задумываются: а почему «Святое»? Я хорошо помню с самого детства, что ни один отдых на «Святом» озере не обходился без разговоров о его истории. Многое рассказывала моя мама, ей рассказывали её отец, бабушка. Из этих рассказов получилась интересная легенда. В 18001930 гг. в Старом Каргаске была церковь. Историю Святого озера народная молва связывает именно с ней. Говорили, что озеро искусственного происхождения, что оно было вырыто специально для нужд церкви вручную. Простым людям купаться в нём было запрещено. В озере купались служители церкви, вода использовалась для обрядов крещения. Озеро освящали, на Крещение в нём прорубалась прорубь.  «Святое» было очень глубоким озером, дно было ровное и песчаное (несмотря на то, что везде в окружении его илистое дно), со дна озера во многих местах били родники и оно никогда не цвело. Всё это косвенно подтверждало слухи о его искусственном происхождении.

Недалеко от  озера, есть ещё одно интересное место – «Пороховые склады». Это высокий бугор, отделённый от Старого Каргаска рекой Панигаткой. Рассказывали, что в старые времена на «Пороховых» стоял военный гарнизон. А у попа была дочь, которая, прихватив батюшкино золото, сбежала к солдатам и некоторое время жила в военном гарнизоне. Беглую дочь вернули, наказали, а батюшкины драгоценности так и не нашлись.

В начале 30-х годов церковь закрыли, а иконы и прочее имущество якобы утопили в озере.   Неудивительно, что «старинные» клады будоражили воображение многих поколений подростков.   Что из рассказов правда, а что легенды, теперь узнать очень сложно. К сожалению, в Каргасокском архиве мне не удалось найти каких либо документов,  поэтому я решила обратиться к старожилам, которые  ранее проживали в Старом Каргаске.  Дату постройки церкви все называют разную. В официальных источниках это примерно 1890 годы.

Гилёва Клавдия Ванифатьевна рассказывает, что во времена её детства (она 1923 г. рождения) дата постройки называлась 1881 годом, а когда церковь разбирали, на стене за иконой была написана дата — 1789 год, который, возможно,  и является годом её постройки. Возле церкви было кладбище (теперь огороды), на котором хоронили всех. Надгробья в основном были каменные с крестами.

Святое озеро действительно принадлежало церкви, но версию о его искусственном  происхождении категорически отвергли и Гилёва К.В. и Жданова Н., и Букина Е.А. По их рассказам – озеро естественного, геодезического происхождения. Кроме того, в том районе озёр было три, за много лет русло реки Панигатки очень сильно поменялось, поэтому осталось только «Святое». В то время на дне озера росли интересные растения (Клавдия Ванифатьевна назвала их реликтовыми), водоросли были похожи на ёлочки или кипарисы. Купаться в нём не разрешали, нельзя было поить скот и полоскать бельё, вода использовалась для обрядов крещения. Озеро освящал батюшка, на Крещение в нём прорубалась прорубь. К озеру выходили мостки, с них было хорошо видно дно, вода была очень прозрачная и чистая. Воду для питья брать из него разрешали. После того, как церковь закрыли, местные мужики, плавая на обласках, связывали вожжи и пытались измерить его глубину. Достать до дна не удавалось никому. Изначально озеро было абсолютно правильной круглой формы .

Ручей, который сейчас вытекает из него, был выкопан во время войны.

Голодные были времена. Во время весеннего половодья озеро затапливалось с реки Панигатки. Когда вода падала, в озере оставалось большое количество рыбы. Местные мальчишки и прокопали ручей. Рыба скатывалась по этому ручью, её легко было ловить. В конце 50-х годов ручей расширили по приказу председателя колхоза, для того, чтобы можно было добывать рыбу неводом. С  годами прокопанный когда-то ручей стало размывать, озеро  постепенно заилилось и теперь к середине лета оно мелеет и начинает цвести.

В 1988 году у нас в Каргаске работал водолазный клуб под руководством  Вячеслава Белых.

Из интервью с бывшей участницей клуба Светланой Холодовой:

       

 — Среди нас, естественно, как и среди других подростков, ходили слухи о необычности «Святого» озера. Но лично я во время погружений ничего особо интересного не находила. Это не удивительно. Погружались на «Святом» зимой, дно действительно было песчаное, но подо льдом очень темно, вода, как правило, мутная, в ней ничего не видно. Хотя у ребят, которые ныряли на озере летом,  действительно были интересные находки – старинные монеты. Старинные монеты хранятся и в моей семье. Как рассказывала моя бабушка,  это находки так же со дна «Святого». Когда мой дед работал преподавателем в ПУ-22, у него училась группа подростков из Детского дома, эти ребята занимались поисками «старинных кладов» на дне озера. Эти монеты подарены ими.

Рисунок16

Однако версию о том, что в озере было утоплено имущество церкви  опровергли все, с кем мне удалось поговорить. Церковь закрыли в 193738 годах. Сняли кресты, колокола и вывезли вместе с иконами в неизвестном направлении (возможно в Томск). Батюшка был арестован, дальнейшая его судьба неизвестна. Откуда в «Святом» озере были монеты неизвестно, возможно в то время, когда церковь работала, их бросали туда прихожане. Здание церкви после её закрытия  длительное время использовалось как склад. В нём хранили зерно.

В  1957 г. по приказу председателя колхоза И.А.Каминского здание церкви разобрали и перевезли в посёлок Павлово. Разбирали церковь четверо мужчин. Один из них был Жданов Н.И. (муж Ждановой Н., с которой мне удалось поговорить). При разборке сруба также не было особо интересных находок, лишь под половицей, Ждановым был найден небольшой холщёвый мешочек с монетами. Так как в то время они уже не могли использоваться как деньги, монеты отдали детям играть.

После разрушения церкви, кладбище закрыли, хоронить людей начали в районе «Брагинского» моста. Через некоторое время, на месте старого кладбища появились огороды.

Несмотря на то, что в процессе работы над проектом мне не удалось найти каких либо подтверждений слышанной мной легенде, я узнала очень много нового и интересного об истории Каргаска, о том, как жили люди в нашем посёлке в послереволюционное и военное время.  Я не считаю свою работу законченной. Ведь история нашего края состоит из маленьких кусочков истории каждого его отдельного уголка, и в наших силах сделать так, что бы она не ушла в небытие.

Рисунок33      ВИКТОР НОВОСЕЛЬЦЕВ «СПАССКАЯ  ЦЕРКОВЬ»

 На высоком крутом берегу

Трёхпрестольная Спасская церковь

За собой оставляла тайгу

И сливалась с ней,  только лишь смерклось.

Панигатка внизу, а за ней

Простирались луга заливные.

С крутояра такого видней

Становились просторы земные.

Церковь ставили здесь на века

Старожилы земли Каргасокской,

Чтоб была, например, высока,

Защищала их в жизни неброской.

Простояла здесь больше ста лет,

Утверждают, что дважды горела.

Но однажды погас её свет,

И лет сорок не ведала дела.

А потом разобрали совсем,

Увезли с освящённого места.

Так решили одну из проблем:

Стать ей клубом в селенье известном.

И ещё тридцать лет в клубе том

Отсчитала история махом.

Зрела вера о деле святом,

Ведь не всё рассыпается прахом.

И решили тогда земляки

На исходе двадцатого века:

Хоть и годы сейчас не легки,

Но безверия катится эхо.

Нужно ставить как можно скорей

Церковь новую с прежним названьем,

Чтоб историей трудной своей

Людям силы дала к осознанью,

Что благие дела не земле

Будут помнить веками потомки,

Что в большом или малом селе

Жизнь без веры, что те же потёмки.

Деревянный поставили храм

И украсили чудной резьбою.

Пусть отныне он видится нам

С триединой своею судьбою,

Где в истории храма теперь

Будут видными главные даты:

Год, в котором распахнута дверь

Первый раз на земле небогатой,

Год, в котором был спешно закрыт,

И когда был разобран на части,

Год, в котором был снова открыт.

Знать историю в нашей ведь власти.

Возрождённая церковь, она

На дальнейшем пути бесконечном,

Будем верить, во все времена

Нам откроет дверь к таинствам вечным.

Рисунок31

Рисунок32

Просмотр страниц (2702)