История Храма

ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ СБОРНИК: «МЕДВЕЖИЙ МЫС: СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ КАРГАСКА«

Документальный сборник «Медвежий Мыс: Страницы истории Каргаска» являются результатом историко-поисковой и исследовательской работы Каргасокской центральной районной библиотеки в области краеведения. Он включает ранее не публиковавшиеся мемуары старожилов Каргаска и большой объем уникальных фактографических и иллюстративных материалов: раритетные фотографии, редкие документы, репродукции художественных работ.

Сборник [1] состоит из трех разделов. Первый — «История Каргаска в воспоминаниях» включает в себя мемуарные очерки В.С.Голешихина, С.М.Климова, Г.И.Микитиной, В.Н.Новосельцева, В.Г.Рудского и А.В.Субботина. Во втором разделе — «История Каргаска и Каргасокского района в документах» представлены несколько интересных документов, касающиеся административно-территориального деления и культурно-экономического развития нашего района, письмо погибшего под Сталинградом 19-летнего каргасокского новобранца и коллекция материалов, рассказывающих  о судьбе первого депутата Верховного Совета СССР от Нарымского округа П.Е.Голещихина, имя которого носит одна из центральных улиц Каргаска. Название третьего раздела сборника — «История Каргаска в фотографиях» говорит само за себя — здесь собраны виды райцентра, современные и прошлых лет: улица Октябрьская, памятники Каргаска, старый РДК, речной порт, Спасская церковь.

_____________________

[1]Текст описания сборника взят с сайта Каргасокской центральной районной библиотеки.

Медвежий Мыс: Страницы истории Каргаска/редактор составитель Маргарита Мартынюк. Томск: Издательство «Печатная мануфактура», 2016.- 172с.:ил. ISBN 978-5-94476-331-0


ВАЛЕНТИН РУДСКИЙ — ИЗ ИСТОРИИ ХРАМА И ЦЕРКОВНОЙ БИБЛИОТЕКИ В КАРГАСКЕ

 Считаю своим долгом принять своё посильное участие в краеведческом поиске вашей библиотеки. Скромно могу сказать, что в работе Каргасокской районной библиотеки я, как мог, принимал горячее участие и раньше — с 1940 года, именно с того года, когда я стал жить, учиться, а потом и работать в Каргаске. Я нисколько не преувеличиваю, говоря, что «принимал участие в работе». Я говорю о своей «работе» не как читателя — моя работа заключалась в помощи по оформительству библиотечных стендов, в проведении бесед с учениками. После возвращения с фронта я стал работать по соседству с библиотекой, в одном здании РДК: библиотека размещалась на втором этаже, а на первом — мой Дом пионеров (тогда «СЮТ» — Станция юных техников), я был директором этого учреждения.  Мы считали взаимовыгодным такое соседство и, как могли, способствовали этой выгоде. Я был, кроме того, активным читателем, еще с юных лет любил книгу, много читал всегда, приучал к этому и своих учеников. И сейчас так делаю и считаю так же.

И теперь о самом главном. У меня есть, что сказать о создателе первой библиотеки в Каргаске — Большанине Федоре Ефимовиче, моём прадеде по матери. О нем в нашей семье ходят легенды. И хотя он не был первым из Большаниных, кто появился на Томской земле, но сделал он немало, по крайней мере в становлении культуры на Томской земле и, конечно же, в деле религии. Первым на Томской земле появился Борис Афанасьевич Большанин, он прибыл из Зырянии (теперь республика Коми) то ли по командировке, то ли по собственной инициативе на Чулым (село Пышкинское) через полсотни лет после основания Томского острога, т.е. в конце XVII века.

21 июня 1852 года Федор Ефимович Большанин, мой прадед по матери, как это видно из Клировой  ведомости Воскресенской церкви села Тогурского (рис.1), был назначен священником Спасской церкви с.Каргасок. Он был образованным человеком, окончил Тобольскую духовную семинарию и поэтому для него не было проблемы, где и как обучать своих детей. Он создал школу при своей церкви в селе Каргаске, в которой и обучал не только своих детей, но и ребятишек села Каргасок[1]. Моя мама рассказывала, что её отец (Василий Федорович Большанин) (фото 1) учился у своего отца. В школе было много книг, это были книги и церковной библиотеки, и книги, лично принадлежавшие священнику Федору Ефимовичу Большанину. Традицию иметь библиотеку при церкви и церковно-приходской школе сохраняли до последних дней церкви в Каргаске.

Некоторые из этих книг были мне знакомы, я держал в руках эти книги и рассматривал их. А дело было так. Меня пригласили в вашу библиотеку в комиссию по списанию книг. Это происходило уже в новом здании библиотеки, если мне не изменяет память, во второй половине 60-х годов. Списанию подлежали книги церковной библиотеки. Среди книг, подлежащих списанию, мы увидели несколько томов энциклопедии Брокгауза и Ефрона[2].

Возник сразу же вопрос: почему их надо было списывать? Такие книги вечны, их надо было лелеять, ведь они были бы украшением любой библиотеки и не только по своему внешнему виду (они были прекрасно изданы: твердые корочки с золотым тиснением), но и по содержанию: энциклопедия в больше чем в восьмидесяти томах была наиболее полной на русском языке. Куда подевались остальные тома энциклопедии? Видимо, это списание было не первым, и уже тогда оставшихся томов было не более десятка. Церковная библиотека, я думаю, получила такое трагическое для неё наказание: «списать!» лишь только потому, что эти издания были дореволюционными, с «ятями», хотя среди книг была и безобидная с точки зрения идеологии детская приключенческая литература, журнал «Вокруг света», например.

Я узнал о том, что мой прадед был настоятелем церкви в Каргаске только в начале 60-х годов, когда уже переехал с семьёй на жительство в Томск. Надо сказать, что почти все мужчины в нашем роду были священнослужителями, по крайней мере, все Большанины, начиная с Бориса Афанасьевича, первого Большанина. Я могу назвать только прямых моих предков из рода Большаниных:

  • Большанин Борис Афанасьевич, дьячок Троицкой церкви села Пышкинского (годы его жизни 1696-1767).
  • Борис Борисович Большанин, (р. 1743 г.), дьячок Троицкой церкви села Пышкинского.
  • Ефимий Борисович Большанин, (1811-1861 гг).
  • Федор Ефимович Большанин, (1821-1901 гг), священник Воскресенской церкви села Тогурского.
  • Василий Федорович Большанин,(р. 1854 г.), псаломщик Спасской церкви села Парабельского.

Фотографий Федора Ефимовича у нас и у наших родственников не сохранилось, после начавшихся репрессий против церкви и священнослужителей мои родственники старались избавиться от каких-либо документов, в том числе и фотографий. Моя мама Рудская (Большанина) Елизавета Васильевна (которая, кстати, была выпускницей Томского Епархиального училища, окончила его в 1914 году) уничтожила последние бумаги, в том числе дневники моего отца, после обыска в 1965 (!) году.

Из соображений конспирации мои родители мало что рассказывали о себе и своих родственниках. Мало что знаем мы и о биографии моего отца, Рудского Григория Северьяновича, погибшего в 1937 году, как «враг народа».

________________________

[1] Традиции образования в Каргаске, заложенные о. Феодором (Большаниным), и в последующие  до революции годы сохранялись во многом благодаря усилиям местного духовенства. Каргасокские священнослужители считали своим долгом иметь при храме школу для обучения грамоте не только детей, но и взрослых, а также библиотеку. Но церковь в Каргаске дважды горела (в конце 60-х и конце 80-х гг. XIX века), неоднократно перестраивалась, поэтому регулярные занятия, видимо, не проводились до 1888 года, когда, по архивным данным, начала работать первая официально действующая церковно-приходская школа в Каргаске. Сопоставление дат и имеющихся в каргасокской библиотеке сведений позволяет предположить, что она была открыта стараниями тогдашнего настоятеля о. Иоанна (Чистосердова), а первыми каргасокскими учителями были причетник храма Василий Пономарев и псаломщик Иван Марков (прим.редактора).

[2] Возможно, это была энциклопедия не Брокгауза и Эфрона, а большая энциклопедия под ред. проф. С.Н.Южакова, выпущенная книгоиздательским товариществом «Просвещение» в конце XIX — начале XX века (рис.2). На сегодняшний день 14 разрозненных томов энциклопедии — единственные сохранившиеся издания из фонда библиотеки Спасской церкви. Внешний вид томов соответствует описанию В.Г.Рудского — твердый переплет, веленевая бумага, золотое тиснение на корешке. Они действительно подлежали списанию и были списаны, но не были изъяты из фонда, поэтому уцелели, а в 90-е годы вновь приняты на баланс и сегодня являются частью коллекции редких изданий Каргасокской центральной районной библиотеки (прим. редактора)

Просмотр страниц (2702)