История Храма

НАРЫМСКАЯ ГОЛГОФА: МАТЕРИАЛЫ К ИСТОРИИ ЦЕРКОВНЫХ РЕПРЕССИЙ В ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД. ТОМСК

Нa основании архивных материалов книга освещает историю уничтожения Томской епархии. Авторами собраны сведении обо всех церквах на территории Томской области до революции и об их разрушении или закрытии, а также о епископах, отбывавших ссылку в Нарымском крае, находившихся в заключении в томских тюрьмах и расстрелянных в Томске, о священниках, церковно­служителях и активных мирянах, подвергшихся репрессиям за годы советской власти.

Книга адресована читателям, интересующимся историей Рос­сии и Русской Православной Церкви, историей Сибири, истори­ей гонений и репрессирования православных верующих, разру­шения церквей, насаждения и внедрения атеизма в сознание лю­дей в советский период. Она будет интересна специалистам историкам, краеведам и архивистам, преподавателям, учащимся и просто верующим, ищущим конкретные справочные сведения или желающим знать подробности работы катка безбожия в Том­ской области.

с. Каргасок

Церковь деревянная, трёхпрестольная построена в 1865 году. Церкви здесь были и ранее. Имеются сведения о стро­ительстве деревянной церкви в 1848 году. Главный престол освя­щен во имя Нерукотворного образа Спасителя, приделы — во имя Первоверховных апостолов Петра и Павла и во имя свят. Нико­лая. В 1891 году церковь отремонтирована, оштукатурена и по­крашена в белый цвет. Купола позолочены. За красивой церков­ной оградой располагалось старинное кладбище с мраморными плитами.Церковь имела 99 десятин земли.

Приход включал деревни:

  • Брагину, Павлову, Адыбаеву, Подъельничную, Киндал, юрты Кенгунакские, Кашины, Тебенак-ские, Канаскины, Ишкины, Югины, Маргины, Наунакские, Чи-жапочные,’Барганажины, Вальжиины, Сычель-Кынакские, Кол-Кынакские, Мишкины и Сыготкины. Всего в приходе было око­ло тысячи человек.

Были церковно-приходские школы в Каргаске с 1888 года и д. Подъельничной, открытой в 1900 году.

В 1937 года церковное здание отдано под клуб89. По другим документам, под избу-читальню и школу колхозных кадров — в 1939 году90.

В 1992 году в Каргаске снова была открыта. Годы, ФИО священников    

  • 18351849 Антоний Прокопьевич Завадовский     
  • 18551857  Федор Евфимович Большенин    
  • 1860-1861 Иоанн Тихонович Албинский
  • 1866-1868 Иоанн Васильевич Гусельщиков
  • 1869-1870 Василий Иванович Чефранов
  • 1871-1886 Никифор Петрович Пономарев
  • 1886           Алексей Жемчужин
  • 1886-1900 Иоанн Александрович Чистосердов
  • 1901-1914 Алексей Иоаннович Покровский
  • 1914-1915 Николай Михайлович Семенов
  • 1928           Аркадий Петрович Луканин
  • 1931-1937  Николай Дементьевич Прохоров
  • 19902000 иеромонах Федор (Андрей Михайлович Прокопов)[1]

       Годы, ФИО причта:

  • 1823           диак. Семеон Завадовский
  • 1830-1841 дьяч. Иаков Гаврилович Тверетин
  • 1837-1843 пон. Петр Иоаннович Коченгин  
  • 1845-1870 Никифор Петрович Понамарев
  • 1851            дьяч. Михаил Завадовский
  • 1855-1857 дьяч. Алексей Андреевич Пудовиков
  • 1873-1874 Флегонт Александрович Чистосердов
  • 1878-1881 Алексей Павлович Седачев
  • 1881-1891 Василий Никифорович Пономарев  
  • 1888          пс. Марков (учитель в школе)
  • 1891-1895 диак. Николай Павлович Покровский
  • 1895-1901 Иван Павлович Марсов
  • 1901-1903 Евдоким Дмитриевич Бурундуков (запр. св.)
  • 1903           пс. Николай Семенов
  • 1903           пс. (запр. св.) Иоанн Елеазаров
  • 1904           пс. Чистосердов
  • 1904-1906 Николай Александрович Баженов
  • 1908-1915  Иван Григорьвич Пушкарев    

Примечание: В книге «Земля каргасокская» (Сборник на­учно-популярных очерков. Отв. ред. Я. А. Яковлев. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1996. С. 150) сообщается, что к 1720 году в д. Каргасокской «обитали служилые люди да священнослужители». Значит, церковь здесь была и ранее. Первое упоминание д. Каргасокской датировано 1640 годом.

______________________

[1] Иеромонах Федор (Андрей Михайлович Прокопов) служил в храме Спаса Нерукотворного, с. Каргасок до 2016 года, потом к большому сожалению своих прихожан, был переведен в  Томскую епархию, на Приход храма Великомученика Георгия Победоносца, с. Кожевниково.

Авторы — Фаст М.В., Фаст Н.П. Нарымская голгофа: Материалы к истории церковных реп­рессий в Томской области в советский период. Томск; М.: Водолей Publishers, 2004.— 560 с, илл. ISBN 5 — 902312 — 26 — 4

Просмотр страниц (2700)