Икона пророка Ионы

Икона Иона Пророка-1

Дни памяти: 5 октября по новому стилю


Предположительно икона пророка Ионы, находящиеся в храме Спаса Нерукотворного, с. Каргасок, писана до 1917 года и была передана в Храм в 1992 году. Прочитать  Житие пророка Ионы можно ниже.

ПОЛ­НОЕ ЖИ­ТИЕ ПРО­РО­КА ИО­НЫ

Свя­той про­рок Иона был сын Ама­фи­ин и про­ис­хо­дил из го­ро­да Га­ф­хе­фе­ра[1]. Ма­те­рью его бы­ла, по пре­да­нию, та са­мая вдо­ва Са­репт­ская[2], ко­то­рая во вре­мя го­ло­да да­ва­ла пи­щу про­ро­ку Илии и са­ма кор­ми­лась чрез него, ибо му­ка в кад­ке ее не ис­то­ща­лась и мас­ло в кув­шине не убы­ва­ло до то­го дня, по­ка Гос­подь по­слал дождь на зем­лю. Меж­ду тем Иона, то­гда еще ма­лый от­рок, раз­бо­лел­ся и умер; то­гда вдо­ви­ца ска­за­ла Илии:– Что я сде­ла­ла те­бе, че­ло­век Бо­жий? Ты при­шел ко мне вспо­мя­нуть гре­хи мои и на­ка­зать ме­ня смер­тью сы­на. Он же ска­зал ей: – Дай мне сы­на тво­е­го. Взяв у нее от­ро­ка, Илия от­нес в гор­ни­цу, в ко­то­рой жил, и по­ло­жил его на свою по­стель; по­том воз­звал он ко Гос­по­ду и ска­зал: – Гос­по­ди Бо­же мой! неуже­ли Ты и вдо­ве, у ко­то­рой я пре­бы­ваю, сде­ла­ешь зло, умерт­вив сы­на ее? И, ду­нув три­жды на от­ро­ка, он стал мо­лить­ся: – Гос­по­ди Бо­же мой! Да воз­вра­тит­ся ду­ша от­ро­ка се­го в те­ло. Гос­подь услы­шал мо­лит­ву свя­то­го про­ро­ка Сво­е­го и со­тво­рил по его мо­ле­нию: ду­ша от­ро­ка воз­вра­ти­лась в те­ло, и он вос­крес. До­стиг­нув со­вер­шен­но­лет­не­го воз­рас­та, Иона про­во­дил доб­ро­де­тель­ную жизнь и неуклон­но ис­пол­нял все за­по­ве­ди Гос­под­ни. Он на­столь­ко бла­го­уго­дил Бо­гу, что, по пре­да­нию, спо­до­бил­ся вско­ре про­ро­че­ско­го да­ра и пред­рек, сре­ди дру­гих пред­ска­за­ний, о стра­да­ни­ях Гос­под­них, о за­пу­сте­нии Иеру­са­ли­ма и о кон­чине ми­ра.– Ко­гда, – го­во­рил он, – услы­ши­те ка­мень, во­пи­ю­щий тон­ким и жа­лоб­ным го­ло­сом, ко­гда от дре­ва бу­дет воз­но­сить­ся ве­ща­ние к Бо­гу, то­гда при­бли­зит­ся спа­се­ние и все на­ро­ды пой­дут в Иеру­са­лим на по­кло­не­ние Гос­по­ду; Иеру­са­лим же, на­пол­нен­ный зве­ря­ми, бу­дет в мер­зо­сти за­пу­сте­ния: то­гда на­сту­пит кон­чи­на все­му жи­ву­ще­му.По­лу­чив от Бо­га свы­ше дар про­ро­че­ства, Иона вы­сту­пил на об­ще­ствен­ное про­ро­че­ское слу­же­ние вслед за про­ро­ком Ели­се­ем, яв­ля­ясь про­дол­жа­те­лем его де­ла, как сам Ели­сей был про­дол­жа­те­лем де­ла Илии, – од­но­го ду­ха с ним. Древ­нее иудей­ское пре­да­ние на­зы­ва­ет свя­то­го про­ро­ка Иону уче­ни­ком Ели­сея[3], при­над­ле­жав­шим к той шко­ле сы­нов про­ро­че­ских, во гла­ве ко­то­рой сто­ял сна­ча­ла про­рок Илия и по­том Ели­сей; Иона был од­ним из сы­нов про­ро­че­ских, по­слан­ных Ели­се­ем для по­ма­за­ния Ииуя на цар­ство Из­ра­иль­ское[4]. По смер­ти Ели­сея Иона за­сту­пил его ме­сто. Чтобы вдох­нуть му­же­ство ца­рю Из­ра­иль­ско­му Иеро­во­аму в пред­сто­яв­шей ему войне с силь­ным Си­рий­ским цар­ством, про­рок Иона, по­лу­чив о том по­ве­ле­ние от Бо­га, пред­ска­зал ему ве­ли­кие успе­хи в сей войне, и Иеро­во­ам по его гла­го­лу вос­ста­но­вил пре­де­лы Из­ра­иль­ско­го цар­ства от Ема­фа до Мерт­во­го мо­ря, воз­вра­тив, та­ким об­ра­зом, древ­ние об­ла­сти сво­е­го цар­ства, от­торг­ну­тые си­рий­ца­ми[5].  В цар­ство­ва­ние то­го же Иеро­воама Иона был при­зван к но­во­му слу­же­нию. Он по­лу­чил от Бо­га по­ве­ле­ние ид­ти для про­по­ве­ди по­ка­я­ния к нече­сти­вым и враж­деб­ным по от­но­ше­нию к из­ра­иль­тя­нам ино­пле­мен­ни­кам.– Встань, – по­ве­лел ему Гос­подь, – иди в Ни­не­вию – го­род ве­ли­кий[6] и про­по­ве­дуй в нем, ибо зло­де­я­ния его до­шли до Ме­ня. Но про­рок не ис­пол­нил по­ве­ле­ния Бо­жия. Он ду­мал, что Бог, как бла­гой и ми­ло­серд­ный, дол­го­тер­пе­ли­вый и мно­го­мило­сти­вый, уми­ло­сер­дит­ся над ни­не­ви­тя­на­ми, ес­ли они по­ка­ют­ся в сво­их гре­хах. По­се­му он бо­ял­ся, что про­ро­че­ство его о по­ги­бе­ли Ни­не­вии не сбу­дет­ся, и его со­чтут за об­ман­щи­ка, и са­мое имя Бо­га Из­ра­иле­ва под­верг­нет­ся на­ре­ка­нию и уко­риз­нам. Не хо­тел он в ду­ше сво­ей и по­ща­ды се­му нече­сти­во­му го­ро­ду, жи­те­ли ко­е­го бы­ли столь враж­деб­ны и опас­ны для из­ра­иль­тян. В то же вре­мя чув­ствуя и всю тя­жесть непо­слу­ша­ния Бо­гу, Иона в стра­хе и скор­би бе­жал от Ли­ца Бо­жия. Но ни­кто не мо­жет укрыть­ся от Бо­га, ибо «Гос­под­ня – зем­ля и что на­пол­ня­ет ее» (Пс.23:2): кто мо­жет бе­жать от То­го, «иже вез­де сый и вся ис­пол­ня­яй»? Во вре­мя бег­ства Иона при­был в Иоп­пию и на­шел здесь ко­рабль, от­прав­ляв­ший­ся в от­да­лен­ный Фар­сис[7]; от­дав пла­ту за про­воз, он во­шел на ко­рабль и от­пра­вил­ся в да­ле­кий путь. Но Гос­подь, же­лая вра­зу­мить ра­ба Сво­е­го, воз­двиг силь­ный ве­тер, и на мо­ре под­ня­лась ве­ли­кая бу­ря. Силь­ные вол­ны бро­са­ли ко­рабль из сто­ро­ны в сто­ро­ну, так что он го­тов уже был раз­бить­ся. Ужас объ­ял ко­ра­бель­щи­ков, и они ста­ли взы­вать каж­дый к сво­е­му бо­гу, кто ка­ко­го чтил и счи­тал сво­им хра­ни­те­лем. В то же вре­мя, же­лая об­лег­чить ко­рабль от из­лиш­ней тя­же­сти и тем умень­шить угро­жав­шую опас­ность, они на­ча­ли вы­бра­сы­вать кладь в мо­ре. Один Иона оста­вал­ся празд­ным; он спу­стил­ся во внут­рен­ность ко­раб­ля, лег там и креп­ко за­снул. Меж­ду тем при­шел к Ионе корм­чий и, най­дя его спя­щим сре­ди та­кой опас­но­сти, раз­бу­дил его и с ужа­сом го­во­рил ему: – Что ты спишь? встань, воз­зо­ви к Бо­гу тво­е­му: мо­жет быть, Бог вспом­нит о нас, и мы не по­гиб­нем. Но бу­ря не ути­ха­ла и опас­ность от нее не умень­ша­лась. То­гда ко­ра­бель­щи­ки ска­за­ли друг дру­гу: – Пой­дем, бро­сим жре­бий, чтобы узнать, за ко­го по­стиг­ло нас сие бед­ствие. Они бро­си­ли жре­бий, и пал жре­бий на Иону. То­гда спро­си­ли его: – Ска­жи нам, за что по­стиг­ло нас сие бед­ствие? Ка­кое твое за­ня­тие, от­ку­да идешь ты, где твоя стра­на и из ка­ко­го ты на­ро­да? Иона ска­зал: – Я – ев­ре­я­нин, чту Гос­по­да Бо­га небес, со­тво­рив­ше­го мо­ре и су­шу. За­тем он по­ве­дал им о сво­ем пре­слу­ша­нии во­ли Бо­жи­ей и о том, как, со­гре­шив пред Бо­гом, он убо­ял­ся и ныне бе­га­ет от ли­ца Бо­жия. Услы­шав сие, ко­ра­бель­щи­ки силь­но устра­ши­лись и ужас­ну­лись его пре­ступ­ле­нию Бо­же­ствен­ной во­ли, вос­кли­цая:– За­чем ты это сде­лал? Несмот­ря на вы­пав­ший на Иону жре­бий, об­рек­ший его на смерть и на гро­зя­щую им ги­бель, они не за­хо­те­ли ис­пол­нить над ним при­го­во­ра, как по сво­е­му че­ло­ве­ко­лю­бию, так и по стра­ху пред все­мо­гу­щим Бо­гом Из­ра­иле­вым, воз­двиг­шим на них бу­рю за пре­слу­ша­ние Ио­ны. Ви­дя в по­след­нем по­слан­ни­ка се­го Бо­га, они ста­ли спра­ши­вать его: – Что сде­лать нам с то­бою, чтобы мо­ре утих­ло для нас? Бу­ря же не пре­кра­ща­лась, и вол­не­ние ста­но­ви­лось всё силь­нее. То­гда Иона ска­зал им: – Возь­ми­те ме­ня и брось­те в мо­ре, и оно утихнет для вас, ибо я знаю, что за ме­ня по­стиг­ла вас сия ве­ли­кая бу­ря. Но ко­ра­бель­щи­ки всё еще ко­ле­ба­лись, ви­дя в Ионе необык­но­вен­но­го че­ло­ве­ка и стра­шась оскор­бить в его ли­це Все­мо­гу­ще­го Бо­га Из­ра­иле­ва. Они, на­про­тив, на­ча­ли уси­лен­но гре­сти, чтобы при­стать к зем­ле, меж­ду тем как мо­ре всё про­дол­жа­ло бу­ше­вать про­тив них. То­гда они ре­ши­лись, на­ко­нец, ис­пол­нить над Ионою при­го­вор. Но преж­де, чем сде­лать это, они воз­зва­ли ко Гос­по­ду: – Мо­лим Те­бя, Гос­по­ди, да не по­гиб­нем за ду­шу че­ло­ве­ка се­го, и да не вме­нишь нам кровь невин­ную; ибо Ты, Гос­по­ди, со­де­лал, что угод­но Те­бе. И взя­ли Иону и бро­си­ли его в мо­ре, и тот­час пре­кра­ти­лось мор­ское вол­не­ние. То­гда все быв­шие на ко­раб­ле еще силь­нее убе­ди­лись, что бу­ря бы­ла по­сла­на Бо­гом в на­ка­за­ние за пре­ступ­ле­ние Ио­ны, и устра­ши­лись они все­мо­гу­ще­ства Его, и, ис­пол­нен­ные бла­го­го­ве­ния к Нему, при­нес­ли бла­годар­ствен­ные жерт­вы, и да­ли обе­ты чтить Его. Меж­ду тем про­ро­ка Иону по по­ве­ле­нию Бо­жию про­гло­тил кит, и про­был Иона во чре­ве се­го ки­та три дня и три но­чи[8]. По­вер­жен­ный в мо­ре и по­гло­щен­ный ки­том, Иона не мог не чув­ство­вать смер­тель­ной скор­би; но он не по­те­рял при­сут­ствия ду­ха, осо­бен­но, ко­гда уви­дал се­бя невре­ди­мым: в нем яви­лась на­деж­да, что Гос­подь даст ему сно­ва уви­дать свет Бо­жий и спа­сет его из глу­би­ны мор­ской. Ис­пол­нен­ный сею на­деж­дою, он стал мо­лить­ся Гос­по­ду Бо­гу, ка­ясь пред Гос­по­дом во гре­хе сво­ем. Из­ли­вая свои скорб­ные и по­ка­ян­ные и вме­сте с тем бла­го­дар­ные к Бо­гу чув­ства, Иона так взы­вал из чре­ва ки­то­ва: – Ко Гос­по­ду воз­звал я в скор­би мо­ей, и Он услы­шал ме­ня; из чре­ва пре­ис­под­ней я возо­пил, и Ты услы­шал го­лос мой. Ты вверг ме­ня в глу­би­ну, в серд­це мо­ря, и по­то­ки окру­жи­ли ме­ня; все во­ды Твои и вол­ны Твои про­хо­ди­ли на­до мною. И я ска­зал: от­ри­нут я от очей Тво­их, и по­то­ки окру­жи­ли ме­ня; все во­ды Твои и вол­ны Твои про­хо­ди­ли на­до мною. Объ­яли ме­ня во­ды до ду­ши мо­ей, без­дна за­клю­чи­ла ме­ня; мор­скою тра­вою об­ви­та бы­ла го­ло­ва моя. До ос­но­ва­ния гор я нис­шел, зем­ля сво­и­ми за­по­ра­ми на век за­гра­ди­ла ме­ня; но Ты, Гос­по­ди Бо­же мой, из­ве­дешь ду­шу мою из ада. Ко­гда из­не­мог­ла во мне ду­ша моя, я вспом­нил о Гос­по­де, и мо­лит­ва моя до­шла до Те­бя, до хра­ма свя­то­го Тво­е­го. Чту­щие су­ет­ных и лож­ных бо­гов оста­ви­ли Ми­ло­серд­но­го Бла­го­де­те­ля сво­е­го. А я гла­сом хва­лы при­не­су Те­бе жерт­ву; что обе­щал, ис­пол­ню: у Гос­по­да спа­се­ние[9]. Мо­лит­ва Ио­ны бы­ла услы­ша­на: ми­ло­серд­ный Гос­подь на­ка­зал ра­ба Сво­е­го за пре­слу­ша­ние Бо­же­ствен­ной во­ли, но, не же­лая его смер­ти, по­ве­лел, чтобы кит из­верг Иону на су­шу. Уви­дав днев­ной свет, небо, зем­лю и мо­ре, Иона го­ря­чо воз­бла­го­да­рил Бо­га, из­ба­вив­ше­го его от смер­ти. По­сле се­го вто­рич­но бы­ло сло­во Гос­подне ко Ионе. – Встань, иди в ве­ли­кий го­род Ни­не­вию и про­по­ве­дуй в ней то, что Я уже по­ве­лел те­бе. То­гда Иона встал и по­шел в Ни­не­вию. Ни­не­вия же бы­ла го­ро­дом ве­ли­ким, на три дня пу­ти в окруж­но­сти. И на­чал Иона хо­дить по го­ро­ду, сколь­ко мож­но прой­ти в один день, и про­по­ве­до­вал: – Еще со­рок дней, и Ни­не­вия бу­дет раз­ру­ше­на. Крат­ки и гроз­ны бы­ли сло­ва про­ро­ка Ио­ны, по-ви­ди­мо­му ре­ши­тель­но пред­ска­зы­вав­ше­го ско­рую ги­бель Ни­не­вии. Но жи­те­ли го­ро­да ура­зу­ме­ли, что Бог, опре­де­ляя их по­ги­бель, не без при­чи­ны от­ла­га­ет на неко­то­рое вре­мя ис­пол­не­ние се­го опре­де­ле­ния, что со­рок дней да­ют­ся им, без вся­ко­го со­мне­ния, для по­ка­я­ния, – и по­ве­ри­ли сло­ву, воз­ве­щен­но­му им от Бо­га чрез про­ро­ка Иону. Они объ­яви­ли пост и оде­лись во вре­ти­ще, все – от боль­ше­го из них до ма­ло­го. Про­по­ведь Ио­ны до­шла и до са­мо­го ца­ря мо­гу­ще­ствен­ной Ни­не­вии; – он встал с пре­сто­ла сво­е­го, снял свое цар­ское об­ла­че­ние, одел­ся во вре­ти­ще и сел на пеп­ле[10]. По­том он по­ве­лел про­воз­гла­сить по всей Ни­не­вии от име­ни его, ца­ря, и вель­мож, чтобы ни лю­ди, ни скот, ни во­лы, ни ов­цы ни­че­го не ели, не хо­ди­ли на паст­би­ще и во­ды не пи­ли, и чтобы по­кры­ты был вре­ти­щем лю­ди и скот, и креп­ко во­пи­я­ли к Бо­гу, и чтобы каж­дый об­ра­тил­ся от зло­го пу­ти сво­е­го и от на­си­лия рук сво­их. – Кто зна­ет, – го­во­ри­ли ни­не­ви­тяне, – мо­жет быть, еще Бог уми­ло­сер­дит­ся и от­вра­тит от нас пы­ла­ю­щий гнев свой, и мы не по­гиб­нем. На­деж­да не об­ма­ну­ла рас­ка­яв­ших­ся ни­не­ви­тян: Бог, ви­дя их со­кру­ше­ние и по­двиг по­ка­я­ния, от­ме­нил Свое опре­де­ле­ние, по­ми­ло­вал их и не на­вел на них бед­ствия, о ко­то­ром пред­воз­ве­щал уста­ми про­ро­ка Сво­е­го. Но ес­ли Бо­гу при­ят­но бы­ло ви­деть по­ка­я­ние ни­не­ви­тян и по­ми­ло­вать их, то Иона, еще остав­ший­ся с преж­ни­ми мыс­ля­ми о непре­лож­но­сти про­ро­че­ства и по немо­щи че­ло­ве­че­ской не по­сти­гав­ший бес­пре­дель­но­го ми­ло­сер­дия Бо­жия, силь­но огор­чил­ся ско­рым объ­яв­ле­ни­ем по­ми­ло­ва­ния по­ка­яв­шим­ся греш­ни­кам. По про­ше­ствии со­ро­ка­днев­ной про­по­ве­ди он вы­шел из го­ро­да и, под­няв­шись на го­ру с во­сточ­ной сто­ро­ны го­ро­да, сде­лал се­бе там ку­щу и сел под нею в те­ни, чтобы по­смот­реть, что бу­дет с го­ро­дом. Но уви­дев, что с го­ро­дом ни­че­го не слу­чи­лось, он в силь­ной пе­ча­ли в мо­лит­ве сво­ей воз­звал к Бо­гу: – О Гос­по­ди! не сие ли го­во­рил я, ко­гда еще был в стране мо­ей? По­то­му я и по­бе­жал в Фар­сис; ибо знал я, что Ты – Бог бла­гой и ми­ло­серд­ный, дол­го­тер­пе­ли­вый и мно­го­мило­сти­вый. И ныне, Гос­по­ди, возь­ми ду­шу мою от ме­ня; ибо луч­ше мне уме­реть, неже­ли жить. И про­из­рас­тил Гос­подь Бог но­чью вью­ще­е­ся рас­те­ние[11] над го­ло­вой Ио­ны, чтобы из­ба­вить его от сол­неч­но­го зноя и вме­сте с тем от огор­че­ния, ибо про­рок на­хо­дил в этом успо­ко­е­ние и сво­е­му огор­чен­но­му ду­ху. Иона мог ви­деть в этом ука­за­ние во­ли Бо­жи­ей на то, чтобы он оста­вал­ся на сем ме­сте и ждал, что по­сле­ду­ет с го­ро­дом; это мог­ло еще пи­тать в нем на­деж­ду, что Бог ка­ким-ни­будь чу­дес­ным об­ра­зом оправ­да­ет Свой при­го­вор о Ни­не­вии. Вме­сте с тем в яв­но чу­дес­ном по­яв­ле­нии те­ни­сто­го рас­те­ния Иона ура­зу­мел осо­бое о нем по­пе­че­ние Бо­жие. Серд­це его воз­ра­до­ва­лось, и пе­чаль, про­ис­хо­див­шая от мыс­ли, что Бог оста­вил его, – пре­вра­ти­лась в ра­до­ва­ние, и Иона пре­бы­вал под про­из­рос­шим рас­те­ни­ем весь тот день, укры­ва­ясь от сол­неч­но­го зноя. Но ра­дость Ио­ны о те­ни­стом рас­те­нии бы­ла непро­дол­жи­тель­на. На сле­ду­ю­щий день при по­яв­ле­нии за­ри червь по по­ве­ле­нию Бо­жию под­то­чил рас­те­ние, и оно за­сох­ло. Ко­гда же взо­шло солн­це, на­вел Бог зной­ный во­сточ­ный ве­тер, и солн­це ста­ло па­лить го­ло­ву Ио­ны, так что он из­не­мог и про­сил се­бе смер­ти. – Луч­ше мне уме­реть, – го­во­рил он, – неже­ли жить. И ска­зал Бог Ионе: – Неуже­ли ты так силь­но опе­ча­лен тем, что рас­те­ние за­сох­ло? Иона от­ве­чал: – Очень огор­чил­ся, да­же до смер­ти. То­гда, оте­че­ски вра­зум­ляя про­ро­ка, Бог ска­зал: – Ты со­жа­ле­ешь о рас­те­нии, над ко­то­рым не тру­дил­ся и ко­то­ро­го не рас­тил, ко­то­рое в од­ну ночь вы­рос­ло и в од­ну же ночь и про­па­ло. Мне ли не по­жа­леть Ни­не­вии, го­ро­да ве­ли­ко­го, в ко­то­ром бы­ло бо­лее ста ты­сяч че­ло­век, не уме­ю­щих от­ли­чить пра­вой ру­ки от ле­вой[12], и мно­же­ство ско­та? По­сле се­го, ко­гда по про­ше­ствии со­ро­ка дней по­ги­бель Ни­не­вии не со­вер­ши­лась, а, на­про­тив, вос­си­я­ло солн­це, ни­не­ви­тяне усмот­ре­ли в этом знак ми­ло­сти Бо­жи­ей и про­ще­ния, вы­шли из го­ро­да к про­ро­ку Ионе и да­ли ему да­ры для хра­ма Иеру­са­лим­ско­го в бла­го­дар­ность за спа­се­ние. Со­про­вож­да­е­мый бла­го­дар­но­стью ни­не­ви­тян, ко­то­рых он во­вре­мя вра­зу­мил воз­ве­ще­ни­ем гне­ва Бо­жия, Иона уда­лил­ся с ми­ром из Ни­не­вии в свою оте­че­ствен­ную зем­лю. По­жив здесь бо­го­угод­но до­воль­но вре­ме­ни, свя­той про­рок Иона мир­но скон­чал­ся и был по­гре­бен в оте­че­ствен­ном сво­ем го­ро­де[13]; ныне же, пред­стоя на небе­сах Хри­сту Бо­гу, на­сы­ща­ет­ся зре­ни­ем ли­ца Его и сла­вит Его с про­ро­ка­ми и апо­сто­ла­ми и со все­ми свя­ты­ми во ве­ки[14]. Аминь.


ИНОЕ ЖИЗНЕОПИСАНИЕ ПРОРОКА ИОНЫ

Свя­той про­рок Иона жил в VIII ве­ке до Рож­де­ства Хри­сто­ва и был пре­ем­ни­ком про­ро­ка Ели­сея. Кни­га про­ро­ка Ио­ны вхо­дит в со­став Биб­лии и со­дер­жит про­ро­че­ства о судь­бах из­ра­иль­ско­го на­ро­да, стра­да­ни­ях Спа­си­те­ля, за­пу­сте­нии Иеру­са­ли­ма, кон­чине ми­ра. Кро­ме про­ро­честв, в кни­ге Ио­ны рас­ска­за­но, как он был по­слан Гос­по­дом к ни­не­ви­тя­нам с про­по­ве­дью о по­ка­я­нии (Ион.3:3-10). Гос­подь наш Иисус Хри­стос в бе­се­де с книж­ни­ка­ми и фа­ри­се­я­ми, тре­бо­вав­ши­ми от Него зна­ме­ния, ска­зал, что им не даст­ся ино­го зна­ме­ния, кро­ме зна­ме­ния Ио­ны про­ро­ка: «Как Иона был во чре­ве ки­та три дня и три но­чи, так и Сын Че­ло­ве­че­ский бу­дет в серд­це зем­ли три дня и три но­чи» (Мф.12:40). Из этих слов Гос­по­да ста­но­вит­ся яс­ным пре­об­ра­зо­ва­тель­ное зна­че­ние Кни­ги про­ро­ка Ио­ны в от­но­ше­нии Крест­ной смер­ти, со­ше­ствия во ад и Вос­кре­се­ния Гос­по­да Иису­са Хри­ста. Об­ли­чая нерас­ка­ян­ность и упор­ство иуде­ев, Гос­подь ска­зал: «Ни­не­ви­тяне вос­ста­нут на суд с ро­дом сим и осу­дят его, ибо они по­ка­я­лись от про­по­ве­ди Иони­ной; и вот, здесь боль­ше Ио­ны» (Мф.12:41).


МОЛИТВЫ
Тропарь пророка Ионы, глас 2

Пророка Твоего Ионы память, Господи, празднующе, / тем Тя молим: / спаси души наша.

Кондак пророка Ионы, глас 2

Пророк дивен показася, / Божие повеление прием во образ тридневнаго Воскресения. / В ките тридневен быв, неврежден от зверя изыде / и явися светел проповедник Ниневии, великому граду. / Сего ради тя радостно, Ионо, почитаем, яко человеколюбия Божия провозвестника.

_____________________
При­ме­ча­ния:

[1] Ион.1:1; 4Цар.14:25. Га­ф­хе­фер, по сви­де­тель­ству кни­ги Иису­са На­ви­на, при раз­де­ле­нии зем­ли обе­то­ван­ной меж­ду сы­на­ми Из­ра­иле­вы­ми по жре­бию до­стал­ся ко­ле­ну За­ву­ло­но­ву и ле­жал в се­вер­ной ча­сти Га­ли­леи (се­вер­ная часть Па­ле­сти­ны), по пу­ти к Ти­ве­ри­а­де, вы­ше На­за­ре­та.

[2] 3Цар.17:14-23. Са­реп­та Си­дон­ская – го­род фини­кий­ский, от­сто­яв­ший неда­ле­ко от Си­до­на.

[3] Ели­сей – зна­ме­ни­тый про­рок из­ра­иль­ский, уче­ник и пре­ем­ник про­ро­ка Илии в про­ро­че­ском слу­же­нии (па­мять его 24 июня).

[4] 4Цар.9:9-22. – Сы­на­ми про­ро­че­ски­ми на­зва­лись у из­ра­иль­тян уче­ни­ки про­ро­ков, ко­то­рые со­став­ля­ли из се­бя об­ще­ства, вос­пи­ты­вав­ши­е­ся под непо­сред­ствен­ным их воз­дей­стви­ем. Хо­тя это и не бы­ли в соб­ствен­ном смыс­ле учи­ли­ща, но в них, тем не ме­нее, юно­ши, к то­му при­зван­ные, под­го­тов­ля­лись к про­ро­че­ско­му слу­же­нию, и из сих сре­до­то­чий рас­про­стра­ня­лось ре­ли­ги­оз­ное об­ра­зо­ва­ние и в на­ро­де.

[5] 4Цар.14:25. От­сю­да опре­де­ля­ет­ся и вре­мя про­ро­че­ско­го слу­же­ния Ио­ны, от­но­ся­ще­е­ся к цар­ство­ва­нию Иеро­воама и пред­ше­ствен­ни­ка его Иоаса. Сле­до­ва­тель­но, Иона был од­ним из древ­ней­ших про­ро­ков Из­ра­и­ля и жил в IX в. до Р.Х.

[6] Го­род Ни­не­вия был глав­ным го­ро­дом ас­си­рий­цев, с ко­то­ры­ми евреи то­гда на­хо­ди­лись во враж­деб­ных от­но­ше­ни­ях. Го­род ле­жал на во­сточ­ном бе­ре­гу Тиг­ра в Ме­со­по­та­мии. Это был мно­го­люд­ней­ший и бо­га­тей­ший го­род в древ­нем ми­ре и имел око­ло 84 верст в окруж­но­сти, что вполне со­от­вет­ству­ет биб­лей­ско­му опре­де­ле­нию ее в кни­ге пр. Ио­ны ме­рою трех­днев­но­го пу­ти (Ион. 3:3), ибо путь од­но­го дня во­сточ­ных на­ро­дов со­от­вет­ству­ет на­шим 25-30 вер­стам.

[7] Фар­сис, или Тар­тес – древ­няя фини­кий­ская ко­ло­ния в юго-за­пад­ном уг­лу древ­ней Ибе­рии (Ис­па­нии) на р. Бэтис (Гва­дал­кви­вир).

[8] Трех­днев­ное пре­бы­ва­ние про­ро­ка Ио­ны во чре­ве ки­то­вом про­об­ра­зо­ва­ло со­бою трех­днев­ное пре­бы­ва­ние Хри­ста Спа­си­те­ля в зем­ле. Сам Иисус Хри­стос так сви­де­тель­ству­ет о про­об­ра­зо­ва­тель­ном зна­че­нии про­ро­ка Ио­ны: «как Иона был во чре­ве ки­та три дня и три но­чи, так и Сын Че­ло­ве­че­ский бу­дет в серд­це зем­ли три дня и три но­чи» (Мф.12:39-40). Спа­си­тель срав­ни­ва­ет Се­бя с Ионою: «Ни­не­ви­тяне вос­ста­нут на суд с ро­дом сим и осу­дят его, ибо они по­ка­я­лись от про­по­ве­ди Иони­ной; и вот, здесь боль­ше Ио­ны» (Мф.12:41). Так Иона в сво­ем слу­же­нии и жиз­ни про­об­ра­зо­вал смерть, вос­кре­се­ние и про­по­ведь Иису­са Хри­ста. От­цы церк­ви го­во­рят о сем так: «Бе­гу­щий про­рок взо­шел на ко­рабль, Хри­стос взо­шел на дре­во; на мо­ре вос­ста­ла силь­ная бу­ря, сие вол­не­ние мо­ря есть неве­рие иуде­ев. Вы­пал жре­бий про­ро­ку быть сверг­ну­тым в мо­ре: сей жре­бий обо­зна­ча­ет во­лю От­ца, по ко­то­рой Хри­стос нис­хо­дит в пу­чи­ну скор­бей и смер­ти. Иона доб­ро­воль­но со­гла­ша­ет­ся быть вверг­ну­тым в мо­ре: Иисус Хри­стос доб­ро­воль­но вос­хо­дит на крест. Иона схо­дит в мо­ре с ко­раб­ля: Хри­стос нис­хо­дит со кре­ста в гроб и в пре­ис­под­нюю зем­ли. Иона жерт­ву­ет со­бой, чтобы спа­сти пре­тер­пе­вав­ших бу­рю: Хри­стос уми­ра­ет для спа­се­ния ро­да че­ло­ве­че­ско­го, обу­ре­ва­е­мо­го вол­на­ми гре­хов­ны­ми. Про­рок, взя­тый зве­рем, но не съе­ден­ный им, мо­лит­ся во чре­ве его: Иисус Хри­стос, по­ра­жен­ный смер­тью, но не об­ла­да­е­мый ею, мо­лит­ся за всех лю­дей. Иона невре­дим пре­бы­ва­ет в чре­ве ки­та, те­ло Иису­са Хри­ста невре­жден­но пре­бы­ло во гро­бе. Иона пре­был во чре­ве ки­та три дня и три но­чи, – три дня и тря но­чи был Иисус в серд­це зем­ли. Иона в тре­тий день из­вер­га­ет­ся невре­жден­ным из чре­ва ки­то­ва: Иисус Хри­стос си­лою Бо­же­ства сво­е­го нетлен­ным вос­ста­ет из гро­ба в тре­тий день. По­сле чу­дес­но­го из­бав­ле­ния от смер­ти Иона идет про­по­ве­до­вать по­ка­я­ние ни­не­ви­тя­нам: по­сле вос­кре­се­ния Хри­ста уче­ние Его про­по­ве­ду­ет­ся языч­ни­кам. До вре­ме­ни бед­ствен­но­го пла­ва­ния Ио­ны Ни­не­вия не слы­ша­ла про­по­ве­ди по­ка­я­ния и на­влек­ла на се­бя гнев Бо­жий, но по­сле то­го про­рок из­ба­вил сво­ею про­по­ве­дью ни­не­ви­тян от гне­ва Гос­под­ня: так един­ствен­но смер­тью и вос­кре­се­ни­ем Хри­сто­вым род че­ло­ве­че­ский, по­гру­жен­ный в без­дну гре­хов­ную, из­бав­лен от гре­ха, про­кля­тия и смер­ти и при­ми­рен с Бо­гом».

[9] Мо­лит­ва­ми Ио­ны во чре­ве ки­то­вом по­ло­же­на в ос­но­ва­ние 6-й пес­ни ка­но­нов. Свя­тая Цер­ковь в пла­ва­нии Ио­ны ви­дит не од­но про­об­ра­зо­ва­ние стра­да­ний и пре­бы­ва­ния во гро­бе Спа­си­те­ля, но и по­до­бие на­шей жиз­ни. Ко­раб­лю Ио­ны, за­стиг­ну­то­му бу­рей и по­гру­жен­но­му вол­на­ми, она упо­доб­ля­ет на­шу ду­шу, обу­ре­ва­е­мую вол­на­ми жи­тей­ско­го мо­ря, по­топ­ля­е­мую гре­ха­ми, улов­ля­е­мую ду­хов­ным зве­рем – диа­во­лом. Спа­си­тель­но­му бе­ре­гу, на ко­то­рый вы­бро­шен был Иона, она упо­доб­ля­ет ти­хое при­ста­ни­ще, ко­то­рое ду­ша на­ша об­ре­та­ет в Бо­ге. С этою мыс­лию она каж­до­днев­но на утре­ни в 6-й пес­ни ка­но­на на­по­ми­на­ет нам его по­ка­ян­ную песнь и, вла­гая ее в уста, воз­буж­да­ет нас так же пла­мен­но мо­лить­ся, как мо­лил­ся Иона во чре­ве ки­то­вом, чтобы Бог воз­вел от ду­хов­но­го тле­ния жизнь на­ше­го ду­ха.

[10] Это бы­ли обык­но­вен­ные у во­сточ­ных на­ро­дов вы­ра­же­ния пе­ча­ли и со­кру­ше­ния.

[11] В ев­рей­ском тек­сте здесь сто­ит сло­во «ки­кай­он», что обо­зна­ча­ет со­бою осо­бое те­ни­стое де­ре­во, в ро­де плю­ща, или, как неко­то­рые пе­ре­во­дят, кле­ще­ви­ну, ко­то­рая в несколь­ко дней вы­рас­та­ет до вы­со­ты те­ни­сто­го де­ре­ва; но так же быст­ро мо­жет и за­сох­нуть, так как неред­ко под­та­чи­ва­ет­ся в са­мом корне сво­ем чер­вя­ми.

[12] Под сим име­нем ве­ро­ят­нее ра­зу­меть де­тей пер­во­го воз­рас­та, и в та­ком слу­чае чис­ло жи­те­лей Ни­не­вии обык­но­вен­но по­ла­га­ют в 645 000 че­ло­век.

[13] Ум. око­ло 800 г. до Р.Х. – О по­сле­ду­ю­щей за про­по­ве­дью жиз­ни про­ро­ка Ио­ны из­вест­но лишь из пре­да­ний, из ко­их древ­ней­шие по­вест­ву­ют, что он скон­чал­ся в оте­че­ствен­ном сво­ем го­ро­де, где до­се­ле ука­зы­ва­ют его гроб­ни­цу и где му­суль­мане по­стро­и­ли в честь его ве­ли­ко­леп­ную ме­четь. По дру­го­му пре­да­нию, про­рок остал­ся в Ни­не­вии, сре­ди раз­ва­лин ко­то­рой око­ло Мос­су­ла так­же ука­зы­ва­ют его гроб­ни­цу, со­став­ля­ю­щую пред­мет все­об­ще­го бла­го­го­ве­ния хри­сти­ан, ев­ре­ев и ма­го­ме­тан. Пер­вое мне­ние под­твер­жда­ет­ся сви­де­тель­ством 3-ей кни­ги Мак­ка­вей­ской, где го­во­рит­ся, что Бог «Иону, ко­гда он без­на­деж­но то­мил­ся во чре­ве ки­та, оби­та­ю­ще­го во глу­бине мо­ря, невре­ди­мым по­ка­зал всем его прис­ным» (3Макк.6:6).

[14] Име­нем про­ро­ка Ио­ны над­пи­сы­ва­ет­ся пя­тая из книг ма­лых про­ро­ков, пред­ме­том ко­то­рой слу­жит по­соль­ство Ио­ны в Ни­не­вию с про­по­ве­дью по­ка­я­ния. По­во­дом к по­соль­ству Ио­ны по­слу­жи­ло не толь­ко спа­се­ние Ни­не­вии, но и на­зи­да­ние са­мим ев­ре­ям, у ко­их раз­ви­лась то­гда нетер­пи­мость к ино­пле­мен­ни­кам. Гос­подь вра­зум­ля­ет про­ро­ка, что спа­се­ние есть до­сто­я­ние и языч­ни­ков, и предо­сте­ре­га­ет ев­ре­ев, чтобы они ис­пра­ви­лись, ибо и они мо­гут по­гиб­нуть, ес­ли не рас­ка­ют­ся, а ме­сто их зай­мут языч­ни­ки. От­сю­да но­вое про­об­ра­зо­ва­тель­ное зна­че­ние про­по­ве­ди Иони­ной, предъ­и­зоб­ра­жав­шей со­бою но­во­за­вет­ную апо­столь­скую про­по­ведь, при­зы­ва­ю­щую в Цер­ковь Хри­сто­ву все на­ро­ды. На та­кое зна­че­ние кни­ги про­ро­ка Ио­ны и его са­мо­го мож­но на­хо­дить ука­за­ние в сло­вах Са­мо­го Спа­си­те­ля, Ко­то­рый, упре­кая иуде­ев и осо­бен­но фа­ри­се­ев в нерас­ка­ян­но­сти, неве­рия и невни­ма­тель­но­сти к про­по­ве­ди Иоан­на Кре­сти­те­ля о по­ка­я­нии, го­во­рит: «Ни­не­ви­тяне вос­ста­нут на суд с ро­дом сим и осу­дят его, ибо они по­ка­я­лись от про­по­ве­ди Иони­ной; и вот, здесь боль­ше Ио­ны» (Мф.12:41). – Кни­га про­ро­ка Ио­ны чи­та­ет­ся вся спол­на за бо­го­слу­же­ни­ем на ве­черне в Ве­ли­кую Суб­бо­ту на­равне с дру­ги­ми про­ро­че­ства­ми Вет­хо­го За­ве­та о вос­кре­се­нии Спа­си­те­ля.


Житие пророка Ионы взято с сайта «Азбука Веры«

Фото иерея Александра Кулеша

Просмотр страниц (321)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *