Икона святителя Иоанна, митрополита Тобольского

Икона святителя Иоанна, митрополита Тобольского с частицей его мощей  находится в нашем храме Спаса Нерукотворного, с. Каргасок. Дни памяти святителя: 23 июня — Преставление. Собор Сибирских святых; 3 октября — Собор Брянских святых; 29 октября — Обретение мощей. Прочитать Житие святителя Иоанна, митрополита Тобольского можно далее 

КРАТКОЕ ЖИТИЕ СВЯТИТЕЛЯ ИОАННА, МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО

Свя­ти­тель Иоанн, мит­ро­по­лит То­боль­ский и всея Си­би­ри, чу­до­тво­рец, в ми­ру Иоанн Мак­си­мо­вич, ро­дил­ся в го­ро­де Пе­жине в 1651 го­ду. У его от­ца Мак­си­ма Ва­си­лье­ви­ча и ма­те­ри Ев­фро­си­нии бы­ло се­ме­ро сы­но­вей, из ко­то­рых Иоанн был стар­ший. По окон­ча­нии Ки­е­во-Мо­ги­лян­ской Кол­ле­гии (поз­же пре­об­ра­зо­ван­ной в Ки­ев­скую ду­хов­ную ака­де­мию) бу­ду­щий свя­ти­тель был остав­лен при ней учи­те­лем ла­тин­ско­го язы­ка. То­гда же, в 1680 го­ду, он при­нял в Ки­е­во-Пе­чер­ской оби­те­ли мо­на­ше­ство и углу­бил­ся в по­двиг внут­рен­не­го де­ла­ния. С об­ще­го со­гла­сия брат­ства мо­ло­до­му ино­ку по­ру­чи­ли от­вет­ствен­ное по­слу­ша­ние про­по­вед­ни­ка. С то­го вре­ме­ни и рас­кры­ва­ют­ся его ис­клю­чи­тель­ный та­лант крас­но­ре­чия и бла­го­дат­ные да­ро­ва­ния. Он при­да­вал осо­бое зна­че­ние внут­рен­не­му ре­ли­ги­оз­но­му са­мо­по­зна­нию. Сра­зу же опре­де­ли­лась и глав­ная те­ма его жиз­ни: «Как че­ло­век дол­жен свою во­лю со­гла­со­вы­вать с во­лей Бо­жи­ей?» Ее он раз­ви­вал и в про­по­ве­дях, и в сво­ем по­сле­ду­ю­щем мис­си­о­нер­ском слу­же­нии. От­ве­том на нее явил­ся труд, из­дан­ный в кон­це его дол­гой по­движ­ни­че­ской жиз­ни, под на­зва­ни­ем «Илио­тро­пи­он («Под­сол­неч­ник»), или Со­об­ра­зо­ва­ние че­ло­ве­че­ской во­ли с Бо­же­ствен­ною во­лею». Из мно­го­чис­лен­ных тво­ре­ний свя­тых от­цов пра­во­слав­ной церк­ви оно наи­бо­лее пол­но от­ве­ча­ет на этот боль­шой во­прос хри­сти­ан­ской со­те­рио­ло­гии.

В 1685 го­ду его от­пра­ви­ли с по­соль­ством в Моск­ву. Там пат­ри­ар­хом Иоаки­мом (16741690) он был на­зна­чен на­мест­ни­ком Брян­ско­го Свен­ско­го мо­на­сты­ря, под­чи­нен­но­го то­гда Ки­е­во-Пе­чер­ской Лав­ре.

Свя­ти­тель Фе­о­до­сий, ар­хи­епи­скоп Чер­ни­гов­ский, в 1695 го­ду, неза­дол­го до сво­ей кон­чи­ны († 1696, па­мять 5 фев­ра­ля), на­зна­чил иеро­мо­на­ха Иоан­на ар­хи­манд­ри­том Чер­ни­гов­ско­го Елец­ко­го мо­на­сты­ря и на­ме­тил его сво­им пре­ем­ни­ком по ка­фед­ре. (Свя­ти­тель Иоанн бла­го­го­вел к па­мя­ти свя­ти­те­ля Фе­о­до­сия, ве­руя в си­лу его мо­лит­вен­но­го пред­ста­тель­ства пред Гос­по­дом, и по сво­ей ве­ре по­лу­чил бла­го­дат­ное ис­це­ле­ние от тя­же­лой бо­лез­ни по мо­лит­вам свя­ти­те­ля Фе­о­до­сия. В са­мый раз­гар бо­лез­ни ему явил­ся свя­ти­тель Фе­о­до­сий и ска­зал: «Слу­жи зав­тра – и бу­дешь здо­ров». На дру­гой день свя­ти­тель, со­вер­шен­но здо­ро­вый, к удив­ле­нию всех от­слу­жил Бо­же­ствен­ную ли­тур­гию. Чу­до ис­це­ле­ния свя­ти­те­ля Иоан­на по­слу­жи­ло на­ча­лом че­ство­ва­ния свя­ти­те­ля Фе­о­до­сия как бла­го­дат­но­го угод­ни­ка Бо­жия).

10 ян­ва­ря 1697 го­да пат­ри­арх Мос­ков­ский и всея Ру­си Адри­ан (16901700) с со­бо­ром епи­ско­пов хи­ро­то­ни­сал ар­хи­манд­ри­та Иоан­на во епи­ско­па Чер­ни­гов­ско­го в Боль­шом Успен­ском со­бо­ре Мос­ков­ско­го Крем­ля.

По вступ­ле­нии в управ­ле­ние епар­хи­ей епи­скоп Иоанн со­зда­ет при Чер­ни­гов­ской ар­хи­ерей­ской ка­фед­ре Кол­ле­ги­ум, по­доб­но Ки­ев­ской ака­де­мии, ко­то­рый, по мыс­ли свя­ти­те­ля, дол­жен был укра­сить «чер­ни­гов­ские Афи­ны» – шко­лу про­све­щен­но­го бла­го­че­стия.

Вви­ду вы­со­ко­го уров­ня бо­го­слов­ско­го об­ра­зо­ва­ния и вос­пи­та­ния шко­ла свя­ти­те­ля Иоан­на по­лу­чи­ла ши­ро­кую из­вест­ность. По су­ще­ству, это бы­ла пер­вая се­ми­на­рия в Рос­сии, по об­раз­цу ко­то­рой ста­ли от­кры­вать­ся ду­хов­ные се­ми­на­рии в дру­гих епар­хи­ях Рус­ской Церк­ви.

То­гда же свя­ти­тель от­крыл ти­по­гра­фию, в ко­то­рой он и его пре­ем­ни­ки из­да­ли мно­го со­чи­не­ний ду­хов­но-нрав­ствен­но­го со­дер­жа­ния.

Жизнь свя­ти­те­ля Иоан­на све­ти­лась вы­со­ки­ми доб­ро­де­те­ля­ми, осо­бен­но же сми­ре­ни­ем. Она отоб­ра­зи­лась и в его тво­ре­ни­ях: «Нра­во­учи­тель­ное зер­ца­ло» (Чер­ни­гов, 1703 и 1707), «Ал­фа­вит, риф­ма­ми сло­жен­ный» (1705 г.), «Бо­го­ро­ди­це Де­во» (1707 г.), «Фе­ат­рон, или По­зор нра­во­учи­тель­ный» (1708), «Тол­ко­ва­ние на 50-й пса­лом» (Чер­ни­гов, 1708), «Тол­ко­ва­ние на «От­че наш» и «Осмь бла­женств еван­гель­ских» (1709 г.), «Цар­ский путь Кре­ста» (Чер­ни­гов, 1709 г.), «Бо­го­мыс­лие в поль­зу пра­во­вер­ным» (1710 и 1711 гг.), «Си­нак­сарь о по­бе­де под Пол­та­вою» (1710 г.), «Пут­ник» (ру­ко­пись), «Ду­хов­ные мыс­ли» (М„ 1782).

В Чер­ни­го­ве в 1714 го­ду свя­ти­тель впер­вые из­дал и свой глав­ный труд, на­пи­сан­ный на ла­тин­ском язы­ке. (Осо­бен­но­стью вы­пуск­ни­ков Ки­ев­ской шко­лы бы­ло то, что свои со­чи­не­ния они пи­са­ли на клас­си­че­ской ла­ты­ни. Про­фес­сор И.А. Мак­си­мо­вич в 1888 го­ду пе­ре­вел «Илио­тро­пи­он» на совре­мен­ный рус­ский язык и из­дал вна­ча­ле по ча­стям в «Чер­ни­гов­ских епар­хи­аль­ных ве­до­мо­стях», за­тем от­дель­ной кни­гой – Ки­ев, 1896. Со­кра­щен­ный ва­ри­ант опуб­ли­ко­ван в «Жур­на­ле Мос­ков­ской Пат­ри­ар­хии», 1976, №№ 5, 6). С его име­нем свя­зан так­же «Ла­ти­но-гре­ко-рос­сий­ский лек­си­кон».

Из­вест­на связь свя­ти­те­ля Иоан­на со Свя­той Го­рой Афон. Он при­ни­мал осо­бен­но го­ря­чее уча­стие в судь­бе рус­ских на­сель­ни­ков Свя­той Го­ры, ока­зы­вая им су­ще­ствен­ную ма­те­ри­аль­ную по­мощь в те тя­же­лые го­ды. Со­хра­ни­лась его ар­хи­ерей­ская гра­мо­та в Рус­ском Пан­те­ле­и­мо­но­вом мо­на­сты­ре, сви­де­тель­ству­ю­щая об его от­но­ше­нии к свя­то­гор­цам.

14 ав­гу­ста 1711 г. свя­ти­тель Иоанн по воз­ве­де­нии в сан мит­ро­по­ли­та при­был на ка­фед­ру То­боль­скую и всея Си­би­ри. Свя­ти­тель неустан­но за­бо­тил­ся о про­све­ще­нии сво­ей епар­хии. Там он про­дол­жил де­ло, на­ча­тое в Чер­ни­го­ве: усо­вер­шен­ство­вал шко­лу, от­кры­тую его пред­ше­ствен­ни­ком, зна­ме­ни­тым мис­си­о­не­ром мит­ро­по­ли­том Фило­фе­ем (Ле­щин­ским; † 1727), про­дол­жил апо­столь­скую про­по­ведь сре­ди языч­ни­ков Си­би­ри, об­ра­тив ко Хри­сту мно­гие ты­ся­чи лю­дей. В 1714 го­ду свя­ти­тель Иоанн от­пра­вил в Пе­кин мис­сию во гла­ве с ар­хи­манд­ри­том Ила­ри­о­ном (Ле­жай­ским). В То­боль­ске он вновь при­сту­пил к из­да­тель­ско­му де­лу, ис­поль­зо­вав со­здан­ную им в Чер­ни­го­ве ти­по­гра­фию. К то­му вре­ме­ни от­но­сит­ся из­да­ние мит­ро­по­ли­том Иоан­ном «Илио­тро­пи­о­на» на сла­вя­но-рус­ском язы­ке (1714 г.), чтобы его по­ни­ма­ли и си­би­ря­ки.

О жиз­ни свя­ти­те­ля в Си­би­ри ле­то­пи­сец го­во­рит: «Был тих, скро­мен, бла­го­рас­суд­лив, о бед­ных со­стра­да­те­лен, ми­ло­стив».

Ча­сто он по­мо­гал лю­дям. Тай­но, а ино­гда в одеж­де про­сто­го ино­ка при­но­сил в до­ма нуж­дав­ших­ся ще­д­рую ми­ло­сты­ню со сло­ва­ми: «При­и­ми­те во Имя Иису­са Хри­ста». Его дом в То­боль­ске все­гда был от­крыт для всех нуж­дав­ших­ся в по­мо­щи и сло­ве уте­ше­ния. Да­же в день пре­став­ле­ния, 10 июня 1715 го­да, свя­ти­тель Иоанн по­сле Бо­же­ствен­ной ли­тур­гии, как это бы­ло в обы­чае у него и рань­ше, устро­ил в сво­ем до­ме тра­пе­зу для ду­хо­вен­ства и бед­ня­ков и сам при­слу­жи­вал за сто­лом. За­тем, про­стив­шись со все­ми, свя­ти­тель уда­лил­ся в свои по­кои и во вре­мя бла­го­ве­ста к ве­черне скон­чал­ся в мо­лит­ве, стоя на ко­ле­нях. Свя­ти­тель был по­гре­бен в при­де­ле свя­ти­те­ля Иоан­на Зла­то­уста То­боль­ско­го Успен­ско­го-Со­фий­ско­го со­бо­ра.

Свя­ти­тель Иоанн из­дав­на чтит­ся в Си­би­ри. Вви­ду мно­го­чис­лен­ных чу­дес и дав­не­го мест­но­го по­чи­та­ния па­мя­ти свя­ти­те­ля Иоан­на в 1916 го­ду Цер­ковь уста­но­ви­ла все­рос­сий­ское празд­но­ва­ние в день пре­став­ле­ния свя­ти­те­ля к Бо­гу – 10 июня.

Па­мять о свя­ти­те­ле Иоанне бе­реж­но хра­нят си­би­ря­ки и все ве­ру­ю­щие рус­ские лю­ди. Он и по­ныне по­чи­ва­ет в то­боль­ском со­бо­ре По­кро­ва Бо­жи­ей Ма­те­ри. Служ­ба ему бы­ла пе­ре­из­да­на по бла­го­сло­ве­нию свя­тей­ше­го пат­ри­ар­ха Алек­сия мит­ро­по­ли­том Вар­фо­ло­ме­ем (Го­род­цо­вым) в 1947 го­ду в го­ро­де Но­во­си­бир­ске.

см. также: — ПОЛНОЕ ЖИТИЕ СВЯТИТЕЛЯ ИОАННА, МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО;
ИНОЕ ЖИЗНЕОПИСАНИЕ СВЯТИТЕЛЯ ИОАННА, МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО.
На­род­ное по­чи­та­ние свя­ти­те­ля

Сра­зу же по­сле кон­чи­ны свя­ти­те­ля на­ча­лось его по­чи­та­ние, мно­гие по­лу­ча­ли по мо­лит­ве его ис­це­ле­ния, ду­хов­ную по­мощь. Осо­бен­но по­мо­гал свя­ти­тель Иоанн ду­шев­но­боль­ным и страж­ду­щим от нечи­стых ду­хов.

В 1741 го­ду де­ре­вян­ный при­дел Со­фий­ско­го со­бо­ра в честь преп. Ан­то­ния и Фе­о­до­сия Ки­е­во-Пе­чер­ских, где был по­гре­бен мит­ро­по­лит Иоанн, был из-за вет­хо­сти разо­бран, и мо­ги­ла свя­ти­те­ля у се­вер­ной сте­ны ока­за­лась под от­кры­тым небом. Жи­те­ли То­боль­ска, бла­го­го­вей­но чтив­шие его па­мять, бы­ли недо­воль­ны этим об­сто­я­тель­ством. Су­ще­ству­ют пре­да­ния о неод­но­крат­ном яв­ле­нии свя­ти­те­ля То­боль­ским мит­ро­по­ли­там Ан­то­нию II (На­рож­ниц­ко­му) и Силь­ве­ст­ру (Гло­вац­ко­му). С упре­ком и скор­бью он го­во­рил им: «Мо­ги­ла моя в пре­не­бре­же­нии, и псы бе­га­ют над гро­бом мо­им. Успо­кой­те ме­ня и воз­об­но­ви­те при­дел». В 1753 го­ду на по­жерт­во­ва­ния по­чи­та­те­лей при­дел был вос­ста­нов­лен и освя­щен во имя свт. Иоан­на Зла­то­уста, небес­но­го по­кро­ви­те­ля св. Иоан­на, мит­ро­по­ли­та То­боль­ско­го. Мо­ги­ла оста­лась в ал­та­ре с пра­вой сто­ро­ны, над ней бы­ло сде­ла­но рез­ное над­гро­бие и по­ве­шен ввер­ху порт­рет свя­ти­те­ля. В 1826 го­ду из-за тре­щи­ны в стене со­бо­ра по­тре­бо­ва­лось разо­брать фун­да­мент, и мо­щи свя­ти­те­ля бы­ли за­но­во пе­ре­за­хо­ро­не­ны. При этом об­на­ру­жи­ли, что ман­тия и кло­бук свя­ти­те­ля, ко­то­рым бы­ли по­кры­ты мо­щи, со­вер­шен­но нетлен­ны.

10 июня 1891 го­да прео­свя­щен­ным Иусти­ном бы­ло сде­ла­но рас­по­ря­же­ние то­боль­ско­му ду­хо­вен­ству, на­зван­ное «за­ве­ща­ни­ем», в ко­то­ром он про­сил, мо­лил и вла­стью от Бо­га дан­ной при­ка­зы­вал, чтобы «в Иоан­но-Зла­то­устов­ском при­де­ле в те­че­ние го­да, кро­ме ве­ли­ких по­стов, на все бу­ду­щее вре­мя неот­лож­но со­вер­ша­е­мы бы­ли Бо­же­ствен­ные ли­тур­гии, с по­ми­но­ве­ни­ем свя­ти­те­ля Иоан­на за упо­кой и па­ни­хи­да­ми по нем, да со­при­чтет его Гос­подь Бог к ли­ку свя­тых угод­ни­ков Сво­их и мо­лит­ва­ми его по­ми­лу­ет и спа­сет нас, греш­ных, по­чи­та­те­лей свя­той па­мя­ти его!», а все, же­ла­ю­щие се­бе спа­се­ния, за­пи­са­ли бы свя­тое имя усоп­ше­го в свои по­ми­наль­ни­ки. На­пи­сан­ное соб­ствен­но­руч­но «за­ве­ща­ние» прео­свя­щен­но­го Иусти­на бы­ло по­ме­ще­но в рам­ку под стек­ло, ря­дом с изо­бра­же­ни­ем свя­ти­те­ля.

На­до ска­зать, что в го­ро­де То­боль­ске, как и в епар­хии, име­лось мно­го при­жиз­нен­ных порт­ре­тов свя­ти­те­ля. Так­же и на стене со­бо­ра над ме­стом преж­не­го по­гре­бе­ния мит­ро­по­лит Иоанн был изо­бра­жен во весь рост в бе­лом кло­бу­ке и го­лу­бой с ис­точ­ни­ка­ми ман­тии с кре­стом в пра­вой и жез­лом в ле­вой ру­ке. Вид­но бы­ло, что свя­ти­тель был вы­со­ко­го ро­ста, му­же­стве­нен, имел се­дые во­ло­сы и та­кую же бо­ро­ду, длин­ную и окла­ди­стую. На блед­ном ли­це за­пе­чат­ле­лось глу­бо­ко­мыс­лие, кро­тость и че­ло­ве­ко­лю­бие. Цер­ков­ное по­чи­та­ние свя­ти­те­ля на­ча­лось за­дол­го до про­слав­ле­ния. Уже в 1879 го­ду в день пре­став­ле­ния свя­ти­те­ля Иоан­на 10 (23) июня со­вер­шал­ся Крест­ный ход с ико­ной Спа­си­те­ля.

Жи­те­ли То­боль­ска с нетер­пе­ни­ем ожи­да­ли про­слав­ле­ния сво­е­го лю­би­мо­го ар­хи­пас­ты­ря. Так, в 1900 г. по рас­по­ря­же­нию епи­ско­па Ан­то­ния (Каржа­ви­на) со­ору­же­на се­реб­ря­ная ра­ка с по­зо­ло­чен­ной се­нью. В эту ра­ку при епи­ско­пе Вар­на­ве (На­кро­пине) с ве­рой в бли­жай­шее про­слав­ле­ние 16 (29) ок­тяб­ря 1914 го­да бы­ли пе­ре­ло­же­ны чест­ные остан­ки свя­ти­те­ля. Это бы­ло уже вто­рое об­ре­те­ние мо­щей. Так ­же, как и при пер­вом об­ре­те­нии, чест­ные остан­ки угод­ни­ка Бо­жия бы­ли осви­де­тель­ство­ва­ны ко­мис­си­ей, ко­то­рая под­твер­ди­ла нетле­ние остан­ков свя­ти­те­ля.

Про­слав­ле­ние свя­ти­те­ля

В ян­ва­ре 1915 го­да епи­скоп Вар­на­ва сде­лал до­клад в Си­но­де о ре­зуль­та­тах ра­бо­ты ко­мис­сии, а так­же о за­фик­си­ро­ван­ных 40 слу­ча­ях бла­го­дат­ной по­мо­щи. Но в 1915 го­ду в свя­зи с Пер­вой ми­ро­вой вой­ной про­слав­ле­ние не со­сто­я­лось. Од­на­ко в де­каб­ре 1915 го­да по вы­со­чай­ше­му по­ве­ле­нию в То­больск при­был ар­хи­епи­скоп Ли­тов­ский Ти­хон (Бе­ла­вин) для вы­яс­не­ния об­сто­я­тельств мест­но­го по­чи­та­ния (бу­ду­щий пат­ри­арх Всея Ру­си). Он за­пи­сал но­вые ис­це­ле­ния и предо­ста­вил от­чет Си­но­ду, осмот­рел остан­ки и опе­ча­тал гроб сво­ей пе­ча­тью. «Тща­тель­ная про­вер­ка да­ет пол­ное ос­но­ва­ние для Все­рос­сий­ско­го про­слав­ле­ния, при­спел час для со­вер­ше­ния се­го свет­ло­го празд­ни­ка», – пи­сал он в сво­ем до­не­се­нии Си­но­ду.

Про­слав­ле­ние свя­ти­те­ля Иоан­на со­сто­я­лось 10 (23) июня 1916 го­да, в 201-ю го­дов­щи­ну его бла­жен­ной кон­чи­ны. Со всей Рос­сии съе­ха­лись ар­хи­ереи, свя­щен­ни­ки и ми­ряне. Мно­же­ство на­ро­да стре­ми­лось очи­стить се­бя по­ка­я­ни­ем – так что на по­мощь град­ским свя­щен­ни­кам с 1(14) июня при­шло епар­хи­аль­ное ду­хо­вен­ство. Ана­лои с кре­ста­ми и Еван­ге­ли­я­ми бы­ли по­став­ле­ны на Со­бор­ной пло­ща­ди, и бо­лее 30 свя­щен­ни­ков еже­днев­но ис­по­ве­до­ва­ли, слу­жи­ли мо­леб­ны, па­ни­хи­ды, про­по­ве­до­ва­ли пря­мо под от­кры­тым небом. Па­лом­ни­ков бы­ло боль­ше, чем жи­те­лей го­ро­да (30 ты­сяч). Воз­гла­вил тор­же­ства ма­сти­тый ста­рец, апо­стол Си­би­ри, вы­со­ко­прео­свя­щен­ней­ший мит­ро­по­лит Мос­ков­ский Ма­ка­рий (Нев­ский). На тор­же­ствах так­же при­сут­ство­ва­ли обер-про­ку­рор Свя­тей­ше­го Си­но­да А.Н. Вол­жин, мно­же­ство ар­хи­пас­ты­рей, впо­след­ствии по­стра­дав­ших за ве­ру Пра­во­слав­ную и про­слав­лен­ных в ли­ке но­во­му­че­ни­ков. Сре­ди них – еп. Силь­вестр Ом­ский, митр. Ве­ни­а­мин Пет­ро­град­ский, прот. Иоанн Вос­тор­гов и др.

Мо­щи свя­ти­те­ля Иоан­на по­ко­ят­ся ныне в По­кров­ском со­бо­ре То­боль­ско­го крем­ля. Па­мять со­вер­ша­ет­ся 2 ра­за в год – 23 июня и 29 ок­тяб­ря (по н. ст.).

Ис­точ­ник: Си­бир­ская пра­во­слав­ная га­зе­та


МОЛИТВЫ
Тропарь святителю Иоанну, митрополиту Тобольскому, глас 8

Наста́вниче благоче́стия,/ сиро́тствующих пита́телю,/ скорбя́щих уте́шителю, неду́гующих врачу́ безме́здный,/ душе́ю стра́ждущих ско́рый помо́щниче,/ те́плый моли́твенниче о всех ко Го́споду,/ святи́телю о́тче Иоа́нне,// моли́ Христа́ Бо́га, спасти́ся душа́м на́шим.

Перевод: Учитель благочестия, сирот воспитатель, утешитель скорбящих, больным бескорыстный врач, страдающим душой быстрый помощник, усердный молитвенник обо всех ко Господу, святитель отче Иоанн, моли Христа Бога о спасении наших душ.

Кондак святителю Иоанну, митрополиту Тобольскому, глас 2

Яви́лся еси́ во тьме неве́дения пребыва́ющим просвети́тель,/ вдов и сиро́т уте́шитель,/ ди́вный врач немощству́ющих,/ младе́нцев и отроко́в наста́вник,/ роди́телем же пресве́тлое ра́дование,/ святи́телю о́тче Иоа́нне,/ моли́ Христа́ Бо́га пода́ти стране́ на́шей в ве́ре утвержде́ние,/ во́инству на́шему на враги́ побе́ду и одоле́ние,// лю́дем же свои́м ве́лию ми́лость.

Перевод: Ты стал просветителем пребывающих во тьме неведения, утешителем вдов и сирот, удивительным врачом больных, учителем детей и подростков, родителям же пресветлой радостью, святитель отче Иоанн, моли Христа Бога подать стране нашей укрепление в вере, воинству нашему преодоление и победу над врагами, людям же своим великую милость.

Молитва святителю Иоанну, митрополиту Тобольскому

О, святи́телю Христо́в Иоа́нне, Бо́жию Престо́лу со святы́ми предстоя́й! Ты еси́ оте́ц наш любвеоби́льный и моли́твенник наш те́плый. Умоли́ Го́спода Бо́га, да пода́ст нам коего́ждо потре́бно поле́зная: скорбя́щим утеше́ние, немощны́м здра́вие, заблу́ждшия да наста́вит и обрати́т на путь покая́ния, ра́спри и раздо́ры умири́т, неве́дущия Христа́ лю́ди на путь спасе́ния да обрати́т и всех нас едине́нием ду́ха и любве́ в Еди́ней Святе́й Свое́й Це́ркви соедини́т, да сохрани́т нас от гла́да, гра́да, тру́са, пото́па, огня́, меча́, междоусо́бныя бра́ни и напра́сныя сме́рти, наипа́че же от искуше́ний, облежа́щих нас в жи́зни сей, да да́рует нам ми́рное пожи́ти зде житие́ и ве́ру свою́ Правосла́вную невреди́му соблюсти́. О святы́й уго́дниче Христо́в, архипа́стырю, предо́брый, моли́твенниче наш неусы́пный! От ю́ности всего́ себе́ Бо́гу посвяти́в, равноа́нгельное житие́ стяжа́л еси́, испо́лнен бе ра́дости духо́вныя, я́же озаря́ше све́тлость ли́ка твоего́ и сердца́ ве́рных утеша́ше, пои́стине бе свети́льник горя́й и светя́й, святоле́пно пожи́в, от Го́спода сподо́блен бе да́ра прозре́ния, вре́мя кончи́ны своея́ предуве́да, моля́ся пред о́бразом Пречи́стыя Богоро́дицы, коленопреклоне́нне преста́вися; ны́не проси́ Ю́ о нас, да бу́дет нам Покрови́тельница в сей многотру́дней жи́зни и в час кончи́ны на́шея да умо́лит Всеблага́го Го́спода сподо́битися нам в ли́це благоугоди́вших предста́ти Престо́лу Его́ и восхвали́ти в Тро́ице сла́вимаго Бо́га, Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха, во ве́ки веко́в. Ами́нь.


Житие святителя Иоанна, митрополита Тобольского, и молитвы к нему взяты с сайта  «Азбука Веры«, также на сайте «Азбука Веры» можно еще прочитать труды cвятителя Иоанна, митрополита Тобольского:

Просмотр страниц (129)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *