Икона святого Алексия, человека Божия и святого мученика Иоанна Воина

икона_2016_002

Дни памяти по новому столетию: 30 марта святого Алексея человека Божия и 12 августа святого мученика Иоанна Война.


Предположительно икона святого Алексия, человека Божия и святого мученика Иоанна Воина Божия, находящиеся в храме Спаса Нерукотворного, с. Каргасок, писана до 1917 года и была передана в храм в 1992 году. Если присмотреться то виден лик Богородицы, первый слой иконы. Прочитать Жития святых и молитвы к ним можно ниже.

Житие святого Алексея человека Божия

В Ри­ме[1], в цар­ство­ва­ние Ар­ка­дия и Го­но­рия, жил бла­го­че­сти­вый че­ло­век по име­ни Ев­фи­ми­ан: он был весь­ма знат­ный и бо­га­тый вель­мо­жа, так что да­же слу­ги его, чис­ло ко­то­рых до­хо­ди­ло до трех ты­сяч, но­си­ли шел­ко­вые одеж­ды, но при всем этом он не был вполне счаст­лив, так как по при­чине неплод­ства же­ны сво­ей не имел де­тей. Ев­фи­ми­ан стро­го со­блю­дал за­по­ве­ди Бо­жии и от­ли­чал­ся доб­ро­тою: еже­днев­но в до­ме сво­ем он устра­и­вал три тра­пезы для вдов, си­рот, ни­щих, стран­ных и боль­ных; сам же при­ни­мал пи­щу лишь по ис­те­че­нии де­вя­то­го ча­са[2], раз­де­ляя ее со стран­ству­ю­щи­ми ино­ка­ми, а до это­го вре­ме­ни все­гда по­стил­ся. Ес­ли слу­ча­лось, что в иной день к нему со­би­ра­лось ма­ло ни­щих и при­хо­ди­лось по­это­му раз­да­вать ми­ло­сты­ни ме­нее обык­но­вен­но­го, то Ев­фи­ми­ан па­дал то­гда в го­ре на зем­лю и го­во­рил:

Я не до­сто­ин жить на зем­ле Бо­га мо­е­го.

Су­пру­га его Агла­и­да бы­ла жен­щи­на бо­го­бо­яз­нен­ная, лю­бя­щая сво­е­го му­жа и щед­рая на ми­ло­сты­ню. Со­кру­ша­ясь о сво­ем бес­пло­дии, она ча­сто об­ра­ща­лась к Бо­гу с та­кою мо­лит­вою:

– Гос­по­ди, вспом­ни о мне, недо­стой­ной ра­бе Тво­ей, и из­бавь ме­ня от неплод­ства мо­е­го, чтобы мне быть ма­те­рью. Дай нам сы­на, ко­то­рый был бы и ра­до­стью в жиз­ни и опо­рою в на­шей ста­ро­сти.

Гос­подь по ми­ло­сер­дию Сво­е­му услы­шал мо­лит­ву её: к ве­ли­кой ра­до­сти му­жа сво­е­го она ро­ди­ла сы­на, при Свя­том Кре­ще­нии на­зван­но­го Алек­си­ем.

С ше­сти лет свя­той Алек­сий на­чал учить­ся и, ско­ро усво­ив обыч­ные для то­го вре­ме­ни свет­ские на­у­ки, осо­бен­но хо­ро­шо изу­чил Св. Пи­са­ние и цер­ков­ные кни­ги. Из от­ро­ка об­ра­зо­вал­ся ра­зум­ный и бла­го­че­сти­вый юно­ша; по­стиг­нув су­ет­ность ско­ро­пре­хо­дя­щих мир­ских благ, он ре­шил от­речь­ся от них для по­лу­че­ния благ веч­ных; по­это­му он да­же на­чал но­сить острую вла­ся­ни­цу для умерщ­вле­ния сво­ей пло­ти. Ко­гда же Алек­сий до­стиг со­вер­шен­но­ле­тия, Ев­фи­ми­ан ска­зал жене сво­ей:

– Же­ним на­ше­го сы­на.

Сло­ва эти очень об­ра­до­ва­ли Агла­и­ду, и она, при­пав к но­гам му­жа, ска­за­ла:

Пусть Бог бла­го­сло­вит на­ме­ре­ние твое, чтобы мне ви­деть су­пру­же­ство сы­на мо­е­го и де­тей его; эта ве­ли­кая ра­дость по­бу­дит ме­ня быть еще бо­лее щед­рой к убо­гим и неиму­щим.

По­сле это­го они об­ру­чи­ли Алек­сия с де­ви­цею из цар­ско­го ро­да, а за­тем над ни­ми бы­ло со­вер­ше­но та­ин­ство бра­ко­со­че­та­ния в церк­ви св. Во­ни­фа­тия, и весь день тот до но­чи про­шел в ве­се­лии и ли­ко­ва­ни­ях. По окон­ча­нии тор­же­ства свя­той Алек­сий во­шел, с бла­го­сло­ве­ния от­ца сво­е­го, в ком­на­ту неве­сты и на­шел ее си­дя­щею на крес­ле. Взяв свой зо­ло­той пер­стень, он за­вер­нул его вме­сте с дра­го­цен­ным по­я­сом в пор­фир­ную[3] ткань и от­дал неве­сте со сло­ва­ми:

– Со­хра­ни это, и пусть Гос­подь на­хо­дит­ся над на­ми, со­дей­ствуя Сво­ею бла­го­да­тью воз­ник­но­ве­нию в нас но­вой, ис­тин­но хри­сти­ан­ской жиз­ни.

Ска­зав это, он уда­лил­ся в свою ком­на­ту; здесь свя­той Алек­сий за­ме­нил бо­га­тые одеж­ды бед­ны­ми и вы­шел тай­но из до­ма и го­ро­да, за­хва­тив с со­бою из сво­е­го соб­ствен­но­го иму­ще­ства немно­го зо­ло­та и дра­го­цен­ных кам­ней. При­дя к мо­рю, он на­шел ко­рабль, от­прав­ляв­ший­ся в Ла­оди­кию[4], на ко­то­рый и сел, от­дав пред­ва­ри­тель­но по­ло­жен­ную пла­ту. Во вре­мя пу­ти свя­той Алек­сий так мо­лил­ся Бо­гу:

Бо­же, – го­во­рил он, – спа­са­ю­щий ме­ня со дня мо­е­го рож­де­ния, спа­си ме­ня и те­перь от су­ет­ной мир­ской жиз­ни и удо­стой ме­ня на Страш­ном Су­де Тво­ем сто­я­ние на дес­ной сто­роне со все­ми бла­го­уго­див­ши­ми Те­бе.

По при­бы­тии ко­раб­ля на ме­сто свя­той Алек­сий вы­шел на бе­рег, где встре­тил пут­ни­ков, на­прав­ляв­ших­ся в Ме­со­по­та­мию[5], он при­со­еди­нил­ся к ним и по­шел вме­сте с ни­ми в Эдес­су[6], в ко­то­рой хра­нил­ся неру­ко­тво­рен­ный об­раз[7] Гос­по­да Иису­са Хри­ста, по­слан­ный Им во вре­мя зем­ной жиз­ни Сво­ей кня­зю эдес­ско­му Ав­га­рю. При ви­де об­ра­за Хри­сто­ва свя­той Алек­сий весь­ма об­ра­до­вал­ся и, про­дав все взя­тые из до­ма дра­го­цен­но­сти, по­лу­чен­ные от про­да­жи день­ги роз­дал ни­щим, а сам одел­ся в ру­би­ще и стал жить по­да­я­ни­ем. Ме­стом пре­бы­ва­ние свя­то­го бы­ла па­перть церк­ви Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, а жизнь его бы­ла стро­го по­движ­ни­че­ская: он по­сто­ян­но по­стил­ся, лишь немно­го съе­дая хле­ба. И да­же во­ду пил в чрез­вы­чай­но уме­рен­ном ко­ли­че­стве; каж­дый вос­крес­ный день свя­той Алек­сий при­об­щал­ся Пре­чи­стых Хри­сто­вых Та­ин и всю свою ми­ло­сты­ню все­гда раз­да­вал пре­ста­ре­лым ни­щим. Хо­дил он с по­сто­ян­но опу­щен­ной вниз го­ло­вою, воз­но­сясь умом к Бо­гу, непре­стан­но раз­мыш­ляя о Нем. От та­кой су­ро­вой жиз­ни ис­сох­ло всё те­ло свя­то­го, увя­ла кра­со­та ли­ца, гла­за впа­ли и зре­ние осла­бе­ло.

На рас­све­те, ко­гда свя­той Алек­сий уже ушел из до­ма, при­шли ро­ди­те­ли в ком­на­ту неве­сты и к удив­ле­нию на­шли ее од­ну, си­дя­щую в скор­би с пе­чаль­ным ли­цом. Они на­ча­ли всю­ду ис­кать сво­е­го сы­на и, не на­шед­ши ни­где, горь­ко пла­ка­ли, – так ра­дость их об­ра­ти­лась в го­ре. Мать свя­то­го, во­шед­ши в ком­на­ту свою, за­тво­ри­ла ок­на, по­стла­ла вре­ти­ще и, по­сы­пав его пеп­лом, с ры­да­ни­я­ми бро­си­лась на него, при­чем мо­ли­лась и го­во­ри­ла:

Я не вста­ну и не вый­ду из за­тво­ра сво­е­го до тех пор, по­ка не узнаю, что слу­чи­лось с мо­им един­ствен­ным сы­ном, – по­че­му и ку­да он ушел.

Неве­ста, стоя око­ло неё, то­же го­во­ри­ла со сле­за­ми:

И я не уй­ду от те­бя, но, как пу­стын­но­лю­би­вая и вер­ная го­лу­би­ца, с пе­чаль­ным пе­ни­ем ищу­щая по го­рам и до­ли­нам по­те­рян­но­го му­жа, бу­ду тер­пе­ли­во ждать из­ве­стия о му­же сво­ем, – где он и ка­кой об­раз жиз­ни из­брал се­бе.

Отец так­же был весь­ма опе­ча­лен; он по­всю­ду разо­слал слуг сво­их на по­ис­ки сы­на. Неко­то­рые из них при­шли и в Эдес­су; уви­дев свя­то­го Алек­сия, они не при­зна­ли его, но при­ня­ли за ни­ще­го и по­да­ли ему ми­ло­сты­ню. Свя­той же Алек­сий узнал их и по­бла­го­да­рил Бо­га, дав­ше­го воз­мож­ность при­нять ми­ло­сты­ню от слуг сво­их. По­след­ние, воз­вра­тясь, ска­за­ли гос­по­ди­ну сво­е­му, что не на­шли сы­на его, хо­тя и ис­ка­ли вез­де.

Свя­той Алек­сий про­жил в Эдес­се при церк­ви Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы сем­на­дцать лет и сво­им жи­ти­ем снис­кал се­бе лю­бовь Бо­жию. В это вре­мя бы­ло об нем от­кро­ве­ние по­но­ма­рю церк­ви Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы: он уви­дел свя­тую ико­ну Ее, го­во­ря­щую к нему:

Вве­ди в Мою цер­ковь че­ло­ве­ка Бо­жия, до­стой­но­го Цар­ства Небес­но­го; мо­лит­ва его вос­хо­дит к Бо­гу, как ка­ди­ло бла­го­вон­ное, и Дух Свя­той по­чи­ва­ет на нем по­доб­но вен­цу на гла­ве цар­ской.

По­сле ви­де­ния по­но­марь ис­кал че­ло­ве­ка та­кой пра­вед­ной жиз­ни и, не на­хо­дя, об­ра­тил­ся с мо­лит­вою к Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­це, про­ся Ее по­мо­щи для ис­пол­не­ния дан­но­го ему по­ве­ле­ние. И опять в ви­де­нии он услы­шал го­лос от ико­ны Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, что че­ло­век Бо­жий есть тот ни­щий, ко­то­рый си­дит у во­рот цер­ков­ной па­пер­ти. По­но­марь, най­дя свя­то­го Алек­сия, ввел его для пре­бы­ва­ния в цер­ковь, и мно­гие, узнав о пра­вед­ной жиз­ни че­ло­ве­ка Бо­жия, ста­ли по­чи­тать его. Он же, из­бе­гая сла­вы че­ло­ве­че­ской, тай­но ушел из го­ро­да. При­дя на мор­скую при­стань, он сел на ко­рабль плы­ву­щий в Ки­ли­кию[8], ду­мая про се­бя: «пой­ду в Ки­ли­кию, где ме­ня ни­кто не зна­ет, и бу­ду жить при хра­ме св. апо­сто­ла Пав­ла». Во вре­мя пла­ва­ния вне­зап­но, по со­из­во­ле­нию Бо­жию, на­ча­лась на мо­ре бу­ря, и ко­рабль, мно­го дней но­си­мый вол­на­ми, неожи­дан­но при­был в Рим. Сой­дя с ко­раб­ля, свя­той Алек­сий ска­зал се­бе:

Жив Гос­подь Бог Мой! не бу­ду ни­ко­му в тя­гость, но пой­ду, как чу­жой, в дом от­ца мо­е­го.

На пу­ти к нему он встре­тил от­ца сво­е­го, воз­вра­щав­ше­го­ся до­мой из двор­ца в со­про­вож­де­нии мно­гих слуг. По­кло­нив­шись ему до зем­ли, свя­той Алек­сий ска­зал:

Раб Бо­жий, по­ми­луй ме­ня, ни­ще­го и бед­но­го: доз­воль мне по­се­лить­ся в ка­ком-ли­бо уг­лу дво­ра тво­е­го и пи­тать­ся кру­пи­ца­ми, па­да­ю­щи­ми с тво­е­го сто­ла; Гос­подь же бла­го­сло­вит дни твои и да­ру­ет те­бе Цар­ство Небес­ное, а ес­ли ты име­ешь ко­го-ли­бо из род­ных тво­их, на­хо­дя­ще­го­ся где-ли­бо в стран­ство­ва­нии, то Он воз­вра­тит те­бе его здо­ро­вым.

При сло­вах ни­ще­го о стран­ство­ва­нии Ев­фи­ми­ан тот­час вспом­нил воз­люб­лен­но­го сы­на сво­е­го Алек­сия, про­сле­зил­ся и ми­ло­сти­во ис­пол­нил его прось­бу, доз­во­лив жить во дво­ре сво­е­го до­ма. Он ска­зал ра­бам сво­им:

Кто из вас хо­чет по­слу­жить это­му ни­ще­му? Ес­ли он уго­дит ему, то, кля­нусь, по­лу­чит пол­ную сво­бо­ду и на­гра­ду от ме­ня. Устрой­те ему неболь­шое по­ме­ще­ние при две­рях до­ма, чтобы я мог ча­ще ви­деть его; пи­ща пусть по­да­ет­ся ему с мо­е­го сто­ла, и ни­кто из вас не дол­жен оскорб­лять его.

По­сле это­го на­чал свя­той Алек­сий жить при две­рях до­ма от­ца сво­е­го. Ев­фи­ми­ан каж­дый день по­сы­лал ему со сво­е­го сто­ла пи­щу, но он раз­да­вал ее ни­щим, а сам ел лишь хлеб и пил толь­ко во­ду, да и то в та­ком ко­ли­че­стве, чтобы не уме­реть от го­ло­да или жаж­ды; все но­чи он про­во­дил, бодр­ствуя на мо­лит­ве и вся­кий вос­крес­ный день при­об­щал­ся в хра­ме св. Хри­сто­вых Та­ин. И уди­ви­тель­но бы­ло тер­пе­ние че­ло­ве­ка Бо­жия! Мно­го непри­ят­но­стей и огор­че­ний, осо­бен­но позд­ним ве­че­ром, при­хо­ди­лось ему ис­пы­ты­вать от ра­бов от­ца сво­е­го, из ко­то­рых иные тас­ка­ли его за во­ло­са, дру­гие за­уша­ли, тре­тьи вы­ли­ва­ли на го­ло­ву по­мои и во­об­ще из­де­ва­лись над ним са­мым же­сто­ким об­ра­зом. Он же пе­ре­но­сил всё мол­ча, зная, что они так об­ра­ща­ют­ся с ним по на­у­ще­нию диа­во­ла, и мо­лит­вою во­ору­жал­ся про­тив его коз­ней, по­беж­дая их тер­пе­ни­ем. Бы­ло и дру­гое об­сто­я­тель­ство, по­буж­дав­шее его к ве­ли­ко­му тер­пе­нию: про­тив его по­ме­ще­ния на­хо­ди­лось ок­но ком­на­ты его неве­сты. Она, по­доб­но Ру­фи[9], не за­хо­те­ла ид­ти в дом сво­е­го от­ца, но си­де­ла, го­рюя со сво­ею све­кро­вью, и ча­сто слы­шал свя­той ры­да­ние и жа­ло­бы ма­те­ри и неве­сты сво­ей – од­ной об утра­те сы­на, а дру­гой му­жа. Их слё­зы пе­ре­пол­ня­ли его серд­це жа­ло­стью, но лю­бо­вью к Бо­гу он по­беж­дал плот­скую лю­бовь к неве­сте и ро­ди­те­лям; это тер­пе­ние по­чти невы­но­си­мых скор­бей ра­ди Бо­га да­же уте­ша­ло его. Так про­жил свя­той Алек­сий в до­ме ро­ди­те­лей сво­их сем­на­дцать лет, и ни­кто не узнал его, но все по­чи­та­ли его за ни­ще­го, не име­ю­ще­го при­ю­та; над тем, кто был гос­по­ди­ном до­ма, сы­ном и на­след­ни­ком, ра­бы из­де­ва­лись, как над при­шель­цем и чу­жим. Ко­гда же Гос­подь вос­хо­тел при­звать его из этой вре­мен­ной жиз­ни, в ко­то­рой он ис­пы­тал столь­ко ни­ще­ты и ли­ше­ний, в жизнь веч­ную, то от­крыл ему день и час кон­чи­ны его. Свя­той Алек­сий то­гда спро­сил у слу­жа­ще­го ему ра­ба чер­нил, хар­тию и трость, опи­сал всё жи­тие свое и для убеж­де­ния ро­ди­те­лей в том, что он дей­стви­тель­но их сын, упо­мя­нул о неко­то­рых об­сто­я­тель­ствах сво­ей жиз­ни, из­вест­ных толь­ко им од­ним, на­пи­сал и о том, что го­во­рил неве­сте сво­ей в ночь ухо­да из до­ма, – как от­дал ей пер­стень и по­яс. Пись­мо свое он окон­чил сле­ду­ю­щи­ми сло­ва­ми:

Мо­лю вас, лю­без­ные мои ро­ди­те­ли и чест­ная неве­ста моя, не оби­жай­тесь на ме­ня, что я, по­ки­нув вас, при­чи­нил вам столь ве­ли­кую скорбь; я и сам скор­бел серд­цем о пе­ча­ли ва­шей; мно­го­крат­но мо­лил я Гос­по­да, чтобы Он да­ро­вал вам тер­пе­ние и спо­до­бил вас Цар­ства Небес­но­го. На­де­юсь, Он по бла­го­у­тро­бию Сво­е­му ис­пол­нит мо­лит­ву мою, ибо я из люб­ви к Нему из­брал столь мно­го­труд­ное жи­тие, не из­ме­няя его ра­ди ва­ших слёз, так как для каж­до­го хри­сти­а­ни­на луч­ше бо­лее по­ви­но­вать­ся Твор­цу и Со­зда­те­лю сво­е­му, чем ро­ди­те­лям сво­им. Ве­рую, что на­сколь­ко ве­ли­кую скорбь при­чи­нял вам, на­столь­ко боль­шую ра­дость по­лу­чи­те вы в Цар­ствии Небес­ном.

На­пи­сав это, он мо­лил­ся до са­мой кон­чи­ны сво­ей.

Од­на­жды, ко­гда па­па[10] со­вер­шал в со­бор­ной церк­ви свв. апп. Бо­же­ствен­ную ли­тур­гию, при окон­ча­нии её во все­услы­ша­ние из ал­та­ря раз­дал­ся чу­дес­ный го­лос: «При­ди­те ко Мне все труж­да­ю­щи­е­ся и обре­ме­нен­ные, и Я успо­кою вас» (Мф.11:28). При­сут­ство­вав­шие в хра­ме в ве­ли­ком ужа­се па­ли на зем­лю, взы­вая:

Гос­по­ди, по­ми­луй!

За­тем вто­рич­но по­слы­шал­ся го­лос:

По­ищи­те че­ло­ве­ка Бо­жия, уже от­хо­дя­ще­го в дру­гую жизнь; пусть он по­мо­лит­ся о го­ро­де: мо­лит­ва его для вас бу­дет весь­ма бла­го­де­тель­на.

По все­му Ри­му ис­ка­ли та­ко­го че­ло­ве­ка и не зна­ли, что де­лать, так как не на­хо­ди­ли его. По­это­му, сно­ва со­брав­шись вме­сте с па­пою и ца­рем с ве­че­ра чет­вер­га на пят­ни­цу в со­бор­ную цер­ковь, со­вер­ши­ли в ней все­нощ­ное бде­ние, мо­ля Хри­ста ука­зать им угод­ни­ка Сво­е­го. Утром же в пя­ток свя­той Алек­сий ото­шел ко Гос­по­ду. Меж­ду тем в церк­ви, по­доб­но то­му, как и в пер­вый раз, опять раз­дал­ся во вре­мя бо­го­слу­же­ния го­лос из ал­та­ря:

Ищи­те че­ло­ве­ка Бо­жия в до­ме Ев­фи­ми­а­на.

По­сле это­го царь[11], об­ра­тив­шись к по­след­не­му, ска­зал:

По­че­му ты, имея в до­ме сво­ем та­кое со­кро­ви­ще, не со­об­щил нам об этом?

Ев­фи­ми­ан от­ве­чал:

Гос­подь сви­де­тель, что я ни­че­го не знаю.

И, по­до­звав глав­но­го слу­гу, спро­сил его:

Не зна­ешь ли из со­то­ва­ри­щей сво­их че­ло­ве­ка доб­ро­де­тель­но­го и уго­жда­ю­ще­го Бо­гу?

Не знаю, – ска­зал тот, – нет ни од­но­го доб­ро­де­тель­но­го; все жи­вут небо­го­угод­но.

Царь и па­па ре­ши­ли са­ми ид­ти в дом Ев­фи­ми­а­на ис­кать че­ло­ве­ка Бо­жия. Ев­фи­ми­ан, пой­дя впе­рёд, при­го­то­вил­ся к при­ня­тию па­пы и ца­ря с вель­мо­жа­ми и устро­ил им тор­же­ствен­ную встре­чу. Се­ту­ю­щая су­пру­га Ев­фи­ми­а­на, услы­шав из ком­на­ты сво­ей смя­те­ние и го­вор на дво­ре и в до­ме, спро­си­ла:

Что это зна­чит?

И очень уди­ви­лась, ко­гда узна­ла о при­ше­ствии ца­ря с па­пой и о при­чине их по­се­ще­ния. Неве­ста так­же недо­уме­ва­ла, ви­дя из ком­на­ты сво­ей ца­ря и па­пу, иду­щих со мно­же­ством на­ро­да, и ста­ра­лась объ­яс­нить се­бе это зре­ли­ще.

Ко­гда па­па, царь и вель­мо­жи се­ли, и на­сту­пи­ла ти­ши­на, то раб, слу­жив­ший свя­то­му Алек­сию, ска­зал Ев­фи­ми­а­ну:

Гос­по­дин мой, ни­щий, ко­то­ро­го ты по­ру­чил мне, не есть ли че­ло­век Бо­жий? Я сви­де­тель ве­ли­ких и див­ных дел его: он по­сто­ян­но по­стит­ся, лишь по ис­те­че­нии дня при­ни­мая немно­го хле­ба и во­ды; все но­чи про­во­дит на мо­лит­ве и каж­дый день вос­крес­ный при­об­ща­ет­ся св. Хри­сто­вых Та­ин; он крот­ко и с ра­до­стью пе­ре­но­сит по­бои и оскорб­ле­ния, на­но­си­мые ему неко­то­ры­ми ра­ба­ми.

Услы­шав это, Ев­фи­ми­ан тот­час по­спе­шил к жи­ли­щу ни­ще­го и, по­звав его три­жды чрез окош­ко, не по­лу­чил от­ве­та. То­гда он во­шел в жи­ли­ще, где на­шел че­ло­ве­ка Бо­жия, ле­жа­ще­го мерт­вым с по­кры­тою го­ло­вою и со­гну­той хар­ти­ей в пра­вой ру­ке. Ев­фи­ми­ан от­крыл ли­цо его и уви­дел, что оно си­я­ет как ли­це Ан­ге­ла; ко­гда же он хо­тел взять хар­тию и про­честь, то не мог это­го сде­лать, по­то­му что ру­ка не вы­пус­ка­ла ее. Быст­ро воз­вра­тив­шись к ца­рю и па­пе, он ска­зал:

На­шли уже мёрт­во­го то­го, ко­го ис­ка­ли; он дер­жит в ру­ке хар­тию и не от­да­ет нам.

Царь и пат­ри­арх, при­ка­зав при­го­то­вить дра­го­цен­ный одр, по­крыть его бо­га­ты­ми тка­ня­ми, вы­нес­ли чест­ное те­ло че­ло­ве­ка Бо­жия и бла­го­го­вей­но по­ло­жи­ли его на том од­ре. Пре­кло­нив по­том ко­ле­на, они, ло­бы­зая свя­щен­ные остан­ки, го­во­ри­ли к нему, как жи­во­му:

– Умо­ля­ем те­бя, раб Хри­стов, дай нам сию хар­тию, чтобы по на­чер­тан­но­му в ней мы мог­ли узнать, кто ты.

По­сле это­го па­па и царь бес­пре­пят­ствен­но взя­ли хар­тию из ру­ки свя­то­го и пе­ре­да­ли хар­ту­ла­рию ве­ли­кой церк­ви[12], Ае­тию, для про­чте­ния; при ве­ли­ком мол­ча­нии окру­жа­ю­щих он на­чал чи­тать ее. Ко­гда же он до­шел до ме­ста, где бы­ло на­пи­са­но о ро­ди­те­лях и неве­сте, – о перстне и по­я­се, пе­ре­дан­ных ей, то­гда узнал Ев­фи­ми­ан в по­чив­шем сы­на сво­е­го Алек­сия. Он упал ему на грудь и, об­ни­мая и це­луя его, го­во­рил с пла­чем:

О го­ре мне, воз­люб­лен­ный сын мой! Что ты сде­лал с на­ми? За­чем та­кую скорбь при­чи­нил нам? Увы мне, сын мой! Столь­ко лет пре­бы­вая с на­ми и слы­ша плач ро­ди­те­лей тво­их, ты не от­крыл се­бя, не уте­шил нас, не смот­ря на ста­рость на­шу, в ве­ли­кой пе­ча­ли, вы­зван­ной то­бою. О го­ре мне! Сын мой, лю­бовь моя, уте­ше­ние ду­ши мо­ей, я не знаю, что мне те­перь де­лать, – опла­ки­вать ли смерть твою или ра­до­вать­ся об­ре­те­нию тво­е­му.

Так без­утеш­но ры­дал Ев­фи­ми­ан, тер­зая се­ди­ны свои.

Агла­и­да, слы­ша ры­да­ние му­жа и узнав, что умер­ший ни­щий есть её сын, от­кры­ла две­ри сво­е­го за­тво­ра; в разо­дран­ной одеж­де, устре­мив пол­ные слёз гла­за к небу и вы­ры­вая рас­пу­щен­ные во­ло­сы, она шла сре­ди тол­пы тес­нив­ше­го­ся на­ро­да, го­во­ря:

Дай­те мне до­ро­гу, чтобы я мог­ла ви­деть на­деж­ду мою, – об­нять воз­люб­лен­но­го мо­е­го сы­на.

По­дой­дя к од­ру, она скло­ни­лась над те­лом сы­на сво­е­го, об­ни­ма­ла его и це­ло­ва­ла со сло­ва­ми:

Увы мне, гос­по­дин мой! ча­до мое слад­кое, что ты сде­лал? за­чем до­ста­вил нам столь ве­ли­кую скорбь? Увы мне, свет очей мо­их! как ты не от­крыл­ся, столь­ко лет жи­вя с на­ми? как не сжа­лил­ся над на­ми, по­сто­ян­но слы­ша на­ши горь­кие о те­бе ры­да­ния?

Неве­ста, трид­цать че­ты­ре го­да про­жив­шая без же­ни­ха и но­сив­шая в знак пе­ча­ли чёр­ные одеж­ды, так­же па­ла на чест­ное те­ло; омо­чая его ру­чья­ми слез и с лю­бо­вью ло­бы­зая, она горь­ко и неутеш­но ры­да­ла, го­во­ря:

Увы мне, го­ре мне!

Её ры­да­ние и скорб­ные жа­ло­бы воз­бу­ди­ли в при­сут­ство­вав­ших слё­зы, и пла­ка­ли все вме­сте с неве­стою и ма­те­рью.

Царь и па­па по­ве­ле­ли нести одр с чест­ным те­лом че­ло­ве­ка Бо­жия и по­ста­вить его сре­ди го­ро­да, чтобы все мог­ли ви­деть его и при­кос­нуть­ся к нему, и ко­гда это бы­ло ис­пол­не­но, ска­за­ли на­ро­ду:

Вот мы на­шли то­го, ко­го ис­ка­ла ве­ра ва­ша.

И со­брал­ся весь Рим; все при­ка­са­лись к свя­то­му, ло­бы­зая его. Все недуж­ные ис­це­ля­лись: сле­пые по­лу­ча­ли зре­ние, про­ка­жен­ные очи­ща­лись, бе­сы по­ки­да­ли одер­жи­мых ими, сло­вом, – ка­кая бы ни бы­ла у ко­го бо­лезнь, каж­дый по­лу­чал со­вер­шен­ное ис­це­ле­ние от мо­щей угод­ни­ка Бо­жия. Ви­дя та­кие чу­де­са, царь и пат­ри­арх по­же­ла­ли са­ми нести одр в цер­ковь, чтобы при­ять бла­го­дать от при­кос­но­ве­ния к те­лу свя­то­го. Ро­ди­те­ли и неве­ста с пла­чем со­про­вож­да­ли их; на­ро­да же, стре­мив­ше­го­ся при­кос­нуть­ся к чест­но­му те­лу, со­бра­лось та­кое мно­же­ство, что от тес­но­ты невоз­мож­но бы­ло нести одр. Чтобы за­ста­вить на­род от­сту­пить и дать до­ро­гу к церк­ви, царь ве­лел бро­сать в тол­пу се­реб­ро и зо­ло­то, но ни­кто не об­ра­щал на это вни­ма­ния; все уси­лен­но же­ла­ли лишь ви­деть че­ло­ве­ка Бо­жия и при­кос­нуть­ся к нему. То­гда па­па об­ра­тил­ся с уве­ща­ни­ем к на­ро­ду, про­ся его от­сту­пить и обе­щая не пре­да­вать по­гре­бе­нию чест­ное те­ло до тех пор, по­ка все не об­ло­бы­за­ют его и не при­и­мут бла­го­да­ти чрез при­кос­но­ве­ния к нему. С тру­дом убеж­ден­ный на­род немно­го от­сту­пил и дал воз­мож­ность при­не­сти свя­тое те­ло в со­бор­ную цер­ковь, где оно сто­я­ло це­лую неде­лю, так что каж­дый же­ла­ю­щий мог ему по­кло­нить­ся; всю ту неде­лю при од­ре свя­то­го Алек­сия на­хо­ди­лись пла­чу­щие ро­ди­те­ли и неве­ста. Царь же при­ка­зал сде­лать гроб­ни­цу из мра­мо­ра, укра­сить ее зо­ло­том и изу­мру­да­ми, в ко­то­рую и по­ло­жи­ли че­ло­ве­ка Бо­жия; тот­час же от свя­то­го те­ла ис­тек­ло бла­го­вон­ное ми­ро, на­пол­нив­шее ра­ку; все по­ма­зы­ва­лись тем ми­ром во ис­це­ле­ние вся­ких бо­лез­ней, и по­греб­ли с че­стью чест­ные остан­ки[13] свя­то­го Алек­сия, сла­вя Бо­га.

Свя­той Алек­сий пре­ста­вил­ся в сем­на­дца­той день мар­та ме­ся­ца, в год от со­тво­ре­ние ми­ра 5919-й, от во­пло­ще­ния же Бо­га Сло­ва 411, ко­гда в Ри­ме цар­ство­вал при па­пе Ин­но­кен­тии Го­но­рий, а в Кон­стан­ти­но­по­ле Фе­о­до­сий Млад­ший и над все­ми ни­ми цар­ство­вал все­гда вла­ды­че­ству­ю­щий со От­цом и Свя­тым Ду­хом Гос­подь наш Иисус Хри­стос, Ему же сла­ва во ве­ки. Аминь.

О житии прп. Алексия, человека Божия

«Вл. Со­ло­вьёв го­во­рил, что в ис­то­рии ми­ра есть со­бы­тия та­ин­ствен­ные, но нет бес­смыс­лен­ных; точ­но так же и дей­ствия свя­тых мо­гут быть вы­со­ки и непо­нят­ны, но они не мо­гут про­ти­во­ре­чить смыс­лу хри­сти­ан­ства.

Рас­смот­рим в ка­че­стве ил­лю­стра­ции ска­зан­но­го очень по­пуляр­ное и лю­би­мое на Ру­си жи­тие преп. Алек­сия, че­ло­ве­ка Бо­жия (Че­тьи-Ми­неи, 17 мар­та). Алек­сий был сы­ном бо­га­тых и знат­ных рим­ских граж­дан, ко­то­рые по до­сти­же­нии им со­вер­шен­но­ле­тия на­шли ему до­стой­ную бла­го­род­ную неве­сту. В ночь по­сле свадь­бы он вру­чил су­пру­ге свое об­ру­чаль­ное коль­цо и ис­чез из до­му, при­няв на се­бя по­двиг ни­ще­ты. С ве­ли­кою скор­бью, не жа­лея средств, ро­ди­те­ли и же­на всю­ду разыс­ки­ва­ли его; через мно­го лет, ни­кем не узнан­ный, Алек­сий вер­нул­ся в Рим и стал жить под ви­дом ни­ще­го в ро­ди­тель­ском до­ме. Еже­днев­но со­зер­цал он стра­да­ния со­хра­нив­шей ему вер­ность и жду­щей его су­пру­ги и уби­ва­ю­щих­ся о по­те­ре сы­на ро­ди­те­лей. Лишь по­сле смер­ти пре­по­доб­но­го вы­яс­ни­лось, кем он был на са­мом де­ле.

На­до ска­зать, что жи­тие, осо­бен­но в пе­ре­ра­бот­ке свт. Ди­мит­рия Ро­стов­ско­го, на­пи­са­но ма­стер­ски: дей­стви­тель­но, пе­ре­жи­ва­ешь всю эту ис­то­рию, удив­ля­ешь­ся свое­об­ра­зию по­ступ­ков преп. Алек­сия, жа­ле­ешь его от­ца, мать, же­ну… Но да­вай­те от­стра­ним­ся от ав­то­ри­те­та цер­ков­ной кни­ги с на­зва­ни­ем “Жи­тия свя­тых” и спро­сим се­бя: ка­кое хри­сти­ан­ство явил на стра­ни­цах это­го жи­тия преп. Алек­сий? Очень свое­об­раз­ное: его по­двиг ос­но­вы­вал­ся на жиз­нен­ной дра­ме и ве­ли­ком го­ре близ­ких ему лю­дей. Ко­неч­но, та­кое мне­ние по от­но­ше­нию к свя­то­му ед­ва ли не ко­щун­ствен­но… но, к сча­стью, оно и не мо­жет быть от­не­се­но к нему. На­сто­я­щий пре­по­доб­ный Алек­сий та­ким не был – всё ска­зан­ное от­но­сит­ся к ли­те­ра­тур­но­му ге­рою с его име­нем. На са­мом де­ле всё бы­ло про­ще. В те вре­ме­на де­тей не спра­ши­ва­ли, хо­тят ли они же­нить­ся или нет: ро­ди­те­ли под­би­ра­ли нуж­ную с их точ­ки зре­ния пар­тию – и де­ти всту­па­ли в брак. Преп. Алек­сий, су­дя по все­му, в брак по ре­ли­ги­оз­ным со­об­ра­же­ни­ям всту­пать не хо­тел; не мог он и кон­флик­то­вать с ро­ди­те­ля­ми, и по­это­му ему оста­вал­ся един­ствен­ный вы­ход из си­ту­а­ции – бе­жать из до­му. Это он и сде­лал. Неве­сту свою он ни­ко­гда не ви­дел, до­мой ни­ко­гда не воз­вра­щал­ся, под­ви­за­ясь в мо­лит­ве и ни­ще­те при од­ном из хра­мов Эдес­сы; там и ото­шёл ко Гос­по­ду, а в Рим вер­нул­ся толь­ко мо­ща­ми, но во­все не при жиз­ни (Пра­во­слав­ная эн­цик­ло­пе­дия, т. 2, стр. 8). И – сра­зу всё вста­ёт на свои ме­ста. В со­вер­шен­стве ис­пол­нив за­по­ведь Хри­сто­ву: вся­кий, кто оста­вит до­мы, или бра­тьев, или се­стер, или от­ца, или мать, или же­ну, или де­тей, или зем­ли, ра­ди име­ни Мо­е­го, по­лу­чит во сто крат и на­сле­ду­ет жизнь веч­ную (Мф. 19:29), – пре­по­доб­ный при этом не свя­зал с со­бою несо­сто­яв­шим­ся бра­ком свою неве­сту, не ис­тя­зал се­бя стра­да­ни­я­ми сво­их ро­ди­те­лей. Лишь через 400 лет его жи­тие рас­цве­ти­лось по­дроб­но­стя­ми, над ко­то­ры­ми уми­ля­лись по­ко­ле­ния чи­та­те­лей, но ко­то­рые – (го­во­ря пря­мо) неправ­да, из­вра­ща­ю­щая смысл хри­сти­ан­ско­го по­дви­га, отяг­ча­е­мая вдо­ба­вок тем, что вы­да­ёт­ся она цер­ков­ной ли­те­ра­ту­рой за ру­ко­во­дя­щее свя­тых дей­ствие Бо­жие».

Про­бле­мы во­цер­ко­в­ле­ния – игу­мен Пётр (Ме­ще­ри­нов)


Молитвы
Тропарь преподобного Алексия, человека Божия, глас 4

Возвысився на добродетель и ум очистив,/ к Желанному и Крайнему достигл еси,/ безстрастием же украсив житие твое,/ и пощение изрядное восприим совестию чистою,/ в молитвах яко безплотен пребывая,/ возсиял еси яко солнце в мире,/ преблаженне Алексие.

Кондак преподобного Алексия, человека Божия, глас 2

Дом родителей твоих, яко чужд, имев,/ водворился еси в нем нищеобразно/ и, по преставлении венец прием славы,/ дивен на земли явился еси, Алексие, человече Божий,// Ангелом и человеком радование.

Ин тропарь преподобного Алексия, человека Божия, глас 4

Яко чистоты светильник пресветел показася,/ дивный Алексие,/ ибо тленный чертог/ на нетленное Божие Царствие пременив,/ яко целомудрил делатель преизряден./ Сего ради предстоиши Господеви, всех Царю./ Егоже моли, даровати нам мир и велию милость.

Молитва преподобному Алексию, человеку Божию

О, великий Христов угодниче, святый человече Божий Алексие, душею на Небеси Престолу Господню предстояй, на земли же данною ти свыше благодатию различная совершаяй чудеса! Призри милостиво на предстоящия святей иконе твоей люди, умиленно молящияся и просящия от тебе помощи и заступления. Простри молитвенно ко Господу Богу честнии руце твои и испроси нам от Него оставление согрешений наших вольных и невольных, в недузех страждущим исцеление, напаствуемым заступление, скорбящим утешение, бедствующим скорую помощь, всем же, чтущим тя, мирную и христианскую живота кончину и добрый ответ на страшнем Суде Христове. Ей, угодниче Божий, не посрами упования нашего, еже на тя по Бозе и Богородице возлагаем, но буди нам помощник и покровитель во спасение, да, твоими молитвами получивше благодать и милость от Господа, прославим человеколюбие Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице славимаго и покланяемаго Бога, и твое святое заступление, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.


 Жития святого мученика Ионна Война

Свя­той му­че­ник Иоанн Воин слу­жил в им­пе­ра­тор­ском вой­ске Юли­а­на Отступ­ни­ка (361363). Наря­ду с дру­ги­ми во­и­на­ми он был по­слан пре­сле­до­вать и уби­вать хри­сти­ан. Оста­ва­ясь по на­руж­но­му виду как бы го­ни­те­лем, свя­той Иоанн на деле ока­зы­вал го­ни­мым хри­сти­а­нам боль­шую по­мощь: тех, ко­то­рые были схва­че­ны, – осво­бож­дал, дру­гих пре­ду­пре­ждал о гро­зя­щей им опас­но­сти, со­дей­ство­вал их по­бе­гу. Свя­той Иоанн ока­зы­вал ми­ло­сер­дие не толь­ко хри­сти­а­нам, но и всем бед­ству­ю­щим и тре­бу­ю­щим по­мо­щи: по­се­щал боль­ных, уте­шал скор­бя­щих. Когда Юли­ан Отступ­ник узнал о дей­стви­ях свя­то­го, то за­клю­чил его в тем­ни­цу.

В 363 году го­ни­тель был убит на войне с пер­са­ми. Свя­той Иоанн вы­шел на сво­бо­ду и по­свя­тил свою жизнь слу­же­нию ближ­ним, жил в свя­то­сти и чи­сто­те. Скон­чал­ся он в глу­бо­кой ста­ро­сти.

Год кон­чи­ны его точ­но не из­ве­стен, ме­сто по­гре­бе­ния свя­то­го Иоан­на Вои­на по­сте­пен­но было за­бы­то. Он явил­ся од­ной бла­го­че­сти­вой жен­щине и ука­зал ме­сто сво­е­го упо­ко­е­ния. Оно ста­ло из­вест­но в этом окру­ге. Обре­тен­ные его мощи были по­ло­же­ны в церк­ви апо­сто­ла Иоан­на Бого­сло­ва в Кон­стан­ти­но­по­ле. Гос­подь да­ро­вал свя­тым мо­щам Иоан­на Вои­на бла­го­дат­ную силу ис­це­ле­ния. По мо­лит­вам свя­то­го Иоан­на по­лу­ча­ют уте­ше­ние оби­жен­ные и скор­бя­щие.

В Рус­ской Церк­ви Иоанн Воин свя­то чтит­ся как ве­ли­кий по­мощ­ник в скор­бях и об­сто­я­ниях.


Молитвы
Тропарь мученика Иоанна Воина, глас 4

Всеблагаго Бога и Царя/ благоверный раб и воин явился еси, Иоанне чудодетелю,/ пострадав бо ради веры мужески,/ блаженно же скончав течение,/ зриши Всетворца Господа в Небесех светлейше./ От Негоже прием дарование чудес,/ страждущим человеком во всяких напастех помогаеши,/ укрепляеши воины в ратех,/ от врагов пленения, ран же и внезапных смертей и от бед лютых изымаеши./ Темже моли Владыку Христа, приснопамятне,/ да во всяком обстоянии сотворит нам милость/ и не введет нас во искушения,// но спасет души наша, яко Человеколюбец.

Кондак мученика Иоанна Воина, глас 6

Благочестиваго воина Христова,/ победившаго враги душевныя и телесныя богомудренно,/ Иоанна мученика достодолжно песньми восхвалим,/ чудодействуя бо, подает обильная исцеления страждущим людем/ и молится Господу Богу// от всяких бед спасти правоверныя.

Ин тропарь мученика Иоанна Воина, глас 8

Блаженство евангельское возлюбив, Богомудре Иоанне,/ чистоту сердца девством почтил еси./ Темже суету мира сего пренебрег,/ устремился еси зрети Бога,/ Иже тя прослави чудесы во врачевании различие страждущих./ Сего ради молим тя:/ проси нам у Христа Господа всяких скорбей избавления/ и получения Царства Небеснаго.

Ин кондак мученика Иоанна Воина, глас 3

Великая скорбным людем радость в бедах обретаешися, чудотворче Иоанне,/ всякия бо страсти молящим тя врачуеши,/ исполняя их прошения./ Темже и ныне моли Господа,/ да спасет ны в милости Своей.

Молитва святому Иоанну Воину

О мучениче Христов, Иоанне воине! Храбрый еси во бранех, и врагом прогонитель, и обидимым заступник, всем православным христианом. О великий заступниче и угодниче Христов, Иоанне воинственниче! Помилуй нас, грешных и недостоиных, и заступи в бедах и в скорбех, и в печалех и во всякой злой напасти, и от всякаго злаго и обидящаго человека, тебе бо дана бысть таковая благодать от Бога, еже молитися за ны, грешныя, в бедах и напастех зле страждущия. Избави убо нас от обидящих и ненавидящих, буди нам поборник крепок на вся видимыя и невидимыя враги наша. О великий поборниче, Иоанне воине! Не забуди нас, всегда молящихся тебе, просящих помощи и неоскудныя милости твоея, и сподоби нас, грешных и недостойных, получити от Бога неизреченная благая, яже уготова любящим Его. Яко подобает Ему всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.


Жития и молитвы святого Алексия, человека Божия и святого мученика Иоанна Воина взяты с сайта «Азбука веры» и святого мученика Иоанна Воина также с сайта «Азбука веры«.

 Фото Оксаны Луговой

______________________________

При­ме­ча­ния

[1] Рим, глав­ный го­род Рим­ско­го го­су­дар­ства, на­хо­дит­ся в Сред­ней Ита­лии, рас­по­ло­жен по обе­им бе­ре­гам ре­ки Тиб­ра при впа­де­нии её в мо­ре. По древ­не­му ска­за­нию, он был ос­но­ван Ро­му­лом (ум. 707 г.) на хол­ме Па­ла­ти­нс­ком в 753 г. до Р. Хр., по­том рас­про­стра­нил­ся на ше­сти со­сед­них хол­мах, от­че­го и на­зы­ва­ет­ся се­ми­холм­ным; ука­за­ние на эти семь хол­мов Ри­ма на­хо­дит­ся и в Апо­ка­лип­си­се (17:9). В на­ча­ле сво­ей ис­то­рии Рим пред­став­лял со­бою толь­ко груп­пы хи­жин, сде­лан­ных из гли­ны и по­кры­тых ка­мы­шом, но за­тем стал обо­га­щать­ся вслед­ствие удач­ных войн с со­сед­ни­ми на­ро­да­ми – са­би­ня­на­ми, вольска­ми, ла­ти­ня­на­ми, гал­ла­ми, этрус­ка­ми, ко­то­рые в 273 г. все бы­ли объ­еди­не­ны под вла­стью Ри­ма. То­гда рим­ляне на­ча­ли под­чи­нять се­бе на­ро­ды, жив­шие вне Ита­лии, и ско­ро Кар­фа­ген, Ма­ке­до­ния, Гре­ция, Ил­ли­рия и Азия, пе­ре­шед­шая к рим­ля­нам мир­ным пу­тем по за­ве­ща­нию пер­гам­ско­го ца­ря Ат­та­ла III в 132 г., сде­ла­лись про­вин­ци­я­ми Ри­ма. В 63 г. рим­ский пол­ко­во­дец Пом­пей всту­пил по­сле трех­ме­сяч­ной борь­бы в Иудею и за­нял Иеру­са­лим; с этих пор иудеи сде­ла­лись дан­ни­ка­ми Ри­ма и на­все­гда ли­ши­лась сво­ей сво­бо­ды и неза­ви­си­мо­сти. При Ав­гу­сте, пер­вом рим­ском им­пе­ра­то­ре, в 30-й год цар­ство­ва­ния ко­то­ро­го ро­дил­ся Гос­подь Иисус Хри­стос, под­чи­нял­ся Ри­му и Еги­пет. Та­ким об­ра­зом, пред при­ше­стви­ем Хри­ста Спа­си­те­ля Рим до­стиг мо­гу­ще­ства и сла­вы, вклю­чая в свою им­пе­рию по­чти все из­вест­ные то­гда на­ро­ды; бо­гат­ства со всех стран све­та сте­ка­лись в него; де­ла всех на­ро­дов ре­ша­лись в Рим­ском се­на­те. Но вре­мя мо­гу­ще­ства Ри­ма бы­ло на­ча­лом его па­де­ния. Бес­пре­стан­ные вой­ны разо­ря­ли и умень­ша­ли за­жи­точ­ные клас­сы рим­ских граж­дан, а бо­га­тые и знат­ные фа­ми­лии, ску­пая за бес­це­нок зем­ли ра­зо­рив­ших­ся се­мейств, еще бо­лее бо­га­те­ли; по­это­му на­се­ле­ние Ри­ма раз­де­ли­лось на два клас­са – бо­га­чей и бед­ных. В то вре­мя, как рос­кошь пер­вых до­хо­ди­ла по­чти до неве­ро­ят­ных раз­ме­ров, по­след­ние на­хо­ди­лись в ни­ще­те и угне­те­нии; це­лые со­сто­я­ния тра­ти­лись на один обед, а бед­ня­ки не име­ли кус­ка хле­ба. Со вре­ме­ни по­ко­ре­ния Гре­ции в Ри­ме ста­ли рас­про­стра­нять­ся фило­соф­ские уче­ния, под­ры­вав­шие на­род­ную ре­ли­гию, и неве­рие ши­ро­кой вол­ной раз­ли­лось сна­ча­ла сре­ди выс­ших, а по­том и низ­ших клас­сов: пред­ме­ты ре­ли­ги­оз­ных ве­ро­ва­ний от­кры­то вы­сме­и­ва­лись на сце­ни­че­ских пред­став­ле­ни­ях. Вме­сте с неве­ри­ем ста­ла рас­про­стра­нять­ся и без­нрав­ствен­ность; рас­пу­щен­ность, до­шед­шая до со­вер­ше­ния про­ти­во­есте­ствен­ных по­ро­ков (Римл. 1:26-27), за­ме­ни­ла со­бою преж­нюю чи­сто­ту и стро­гость нра­вов. И толь­ко воз­рож­да­ю­щая си­ла хри­сти­ан­ства спас­ла Рим от окон­ча­тель­ной по­ги­бе­ли. Хри­сти­ан­ство про­ник­ло в Рим очень ра­но. Уже им­пе­ра­тор Ти­ве­рий (1437 г.), по пре­да­нию, слы­шал про­по­ведь о Хри­сте; при пре­ем­ни­ке его Клав­дии (4154 г.) в Ри­ме бы­ли силь­ные раз­до­ры меж­ду хри­сти­а­на­ми из ев­ре­ев и иуде­я­ми. При Нероне (5468 г.) бла­го­да­ря про­по­ве­ди ап. Пав­ла, про­дол­жав­шей­ся це­лых два го­да (Деян. 28:30), хри­сти­ане умно­жи­лись; в цар­ство­ва­ние вто­ро­го им­пе­ра­то­ра бы­ло пер­вое го­не­ние на хри­сти­ан, неспра­вед­ли­во об­ви­нен­ных в под­жо­ге Ри­ма: во вре­мя это­го го­не­ния при­ня­ли му­че­ни­че­скую кон­чи­ну свв. апп. Петр и Па­вел. Но го­не­ние не уни­что­жи­ло хри­сти­ан­ства: при До­ми­ци­ане (8191 г.) оно про­ник­ло да­же в род им­пе­ра­то­ра – брат До­ме­ци­а­на Фла­вий Кли­мент был каз­нен за то, что был хри­сти­а­нин; в цар­ство­ва­ние это­го им­пе­ра­то­ра св. Иоанн Бо­го­слов был со­слан на ост­ров Пат­мос, где удо­сто­ил­ся от­кро­ве­ния о бу­ду­щих судь­бах ми­ра и Церк­ви (Апок. 1:9). Со вре­ме­ни Неро­на и До­ми­ци­а­на го­не­ние на хри­сти­ан воз­дви­га­лись вплоть до 313 г. Осо­бен­но силь­ны бы­ли они при им­пе­ра­то­ре Дио­кли­ти­ане (285306 г.), по­ло­жив­шем на­ча­ло раз­де­ле­нию Рим­ской им­пе­рии; он из­брал се­бе в со­пра­ви­те­ли Мак­си­ми­на и раз­де­лял го­су­дар­ство меж­ду ним и со­бою, по­том каж­дый со­пра­ви­тель из­брал се­бе по по­мощ­ни­ку, так что им­пе­рия раз­де­ли­лась на че­ты­ре ча­сти. По от­ре­че­нии от дел прав­ле­ния Дио­кли­ти­а­на и Мак­си­ми­на управ­ле­ние пе­ре­шло к Кон­стан­цию Хло­ру и Га­ле­рию, пер­во­му на­сле­до­вал сын его Кон­стан­тин (306 г.), ко­то­рый и из­дал указ 313 г., доз­во­ляв­ший пе­ре­ход каж­до­му же­ла­ю­ще­му в хри­сти­ан­ство. Сде­лав­шись еди­но­дер­жав­ным (324 г.), он пе­ре­нес свое ме­сто­пре­бы­ва­ние на во­сток, в Ви­зан­тию, на­зван­ную впо­след­ствии Кон­стан­ти­но­по­лем. Здесь он окру­жил се­бя хри­сти­а­на­ми, ко­то­рых на­зна­чал на выс­шие го­судар­ствен­ные долж­но­сти; он уста­но­вил за­ко­ном празд­но­ва­ние вос­крес­но­го дня, стро­ил мно­го хра­мов; при его со­дей­ствии был со­звав Пер­вый Все­лен­ский Со­бор (326 г.). При им­пе­ра­то­ре Фе­о­до­сии Ве­ли­ком, вос­пре­тив­шем ука­зом 392 г. язы­че­ское бо­го­слу­же­ние, Рим­ская им­пе­рия окон­ча­тель­но раз­де­ли­лась на Во­сточ­ную и За­пад­ную (395 г.). Пер­вая па­ла под уда­ра­ми ту­рок в 1453 г. при Ма­го­ме­те II, а вто­рая, в со­став ко­то­рой вхо­ди­ли Ита­лия, Аф­ри­ка, Бри­та­ния в Ис­па­ния, в 476 г.; в 476 г. по­сле от­ре­че­ния от пре­сто­ла по­след­не­го рим­ско­го им­пе­ра­то­ра Ро­му­ла Ав­гу­ста над Ита­ли­ею во­ца­рил­ся пред­во­ди­тель ге­ру­лов Одо­акр.

[2] День у рим­лян, точ­но так же, как и ночь, раз­де­лял­ся на че­ты­ре ча­сти, на­зы­вав­ши­е­ся пер­вым, тре­тьим, ше­стым и де­вя­тым ча­са­ми. Под пер­вым ча­сом ра­зу­ме­лись на­ши седь­мой, вось­мой и де­вя­тый утра, под тре­тьим – де­ся­тый, один­на­дца­тый и две­на­дца­тый ча­сы, под ше­стым – пер­вый, вто­рой и тре­тий по­по­лу­дни, под де­вя­тым – чет­вер­тый, пя­тый и ше­стой по­по­лу­дни.

[3] От­ли­чи­ем пор­фир­ных ма­те­рий от дру­гих был их крас­ный цвет; крас­ка для них до­бы­ва­лась из осо­бо­го ро­да мор­ских во­до­рос­лей.

[4] Ла­оди­кия, древ­ний го­род ма­ло­азий­ской об­ла­сти Фри­гии на со­еди­не­нии рек Ли­ка и Га­ли­фа, был ос­но­ван Ан­тиохом II (261246 г.) в честь сво­ей су­пру­ги Ла­оди­ки. Во вре­ме­на Хри­ста был чуть ли не пер­вым го­ро­дом Ма­лой Азии, так как ле­жал на тор­го­вом пу­ти, со­еди­няв­шем Во­сток и За­пад. На­ча­ло хри­сти­ан­ства здесь, ве­ро­ят­но, по­ло­же­но не са­мим ап. Пав­лом (Кол. 2:1), а учи­те­лем Ко­лос­ской церк­ви Епа­фра­сом (Кол. 1:7). Церк­ви Ла­оди­кий­ской ап. Па­вел на­пи­сал осо­бое По­сла­ние; она упо­ми­на­ет­ся и в Апо­ка­лип­си­се в чис­ле за­ме­ча­тель­ней­ших ма­ло­азий­ских церк­вей (3:14–22). В 360 г. в Ла­оди­кии был по­мест­ный со­бор, пра­ви­ла ко­то­ро­го (60) ка­са­тель­но по­ряд­ка бо­го­слу­же­ния, по­ве­де­ния кли­ра и ми­рян во­шли в цер­ков­ный ка­нон. В 1255 г. го­род был взят тур­ка­ми, а в 1402 г. раз­ру­шен Та­мер­ла­ном. Те­перь лишь од­ни раз­ва­ли­ны на невы­со­ком хол­ме близ опу­сто­шен­но­го се­ле­ния Эс­ки-Гис­са­ра го­во­рят о ко­гда-то быв­шем здесь древ­нем го­ро­де.

[5] Ме­со­по­та­мия, т. е. Меж­ду­ре­чье, древ­няя Сен­на­ар (Быт. 10:10), ме­сто рож­де­ния и жи­тель­ства Ав­ра­ама до вы­хо­да в зем­лю Хар­ран (Быт. 11:28Деян. 7:2); Так на­зы­ва­ет­ся про­стран­ство, ле­жа­щее меж­ду ре­ка­ми Тиг­ром и Ев­фра­том, огра­ни­чен­ное на юге Пер­сид­ским за­ли­вом, на се­ве­ре го­ра­ми Ар­ме­нии. В бо­лее тес­ном смыс­ле Ме­со­по­та­ми­ей на­зы­ва­ет­ся се­вер­ная часть этой об­ла­сти, т. н. Эль-Дже­зир, то­гда как юж­ная часть об­ла­сти из­вест­на под име­нем Ва­ви­ло­нии, ны­неш­няя Ирак-Ара­би, т. е. древ­няя Ва­ви­ло­ния. В эпо­ху рим­лян стра­на раз­де­ля­лась на две ча­сти: Озро­е­на на за­па­де, пе­ре­шед­шая к Ри­му в 217 г. по Р. Хр. с глав­ным го­ро­дом Эдес­сой, и Ми­гдо­ния на во­сто­ке с глав­ным го­ро­дом Ни­зи­би­дой, за­во­е­ван­ной в 115 г. рим­ским им­пе­ра­то­ром Тра­я­ном. На­ча­ло хри­сти­ан­ства в Ме­со­по­та­мии по­ло­же­но спут­ни­ком ап. Ер­мы Иудою или Фад­де­ем – по пре­да­нию, од­ним из се­ми­де­ся­ти уче­ни­ков Гос­по­да Иису­са Хри­ста; Иуда ос­но­вал в Эдес­се цер­ковь. В окрест­но­стях Ни­зи­би­ды ро­дил­ся св. Еф­рем Си­рин (IIIIV вв.); епи­скоп Ни­зи­бий­ский Фо­ма Вар­су­ма был рев­ност­ным по­бор­ни­ком несто­ри­ан­ской ере­си, учив­шей, что пре­веч­но рож­ден­ное от От­ца Сло­во Бо­жие толь­ко оби­та­ло в че­ло­ве­ке Иису­се, пре­бы­вая с Ним в осо­бом, нрав­ствен­ном со­еди­не­нии. В XI сто­ле­тии, при на­па­де­нии сель­д­жу­ков и ту­рок, Ме­со­по­та­мия скло­ни­лась к упад­ку и те­перь при­над­ле­жит Тур­ции; жи­те­ли – тур­ки, кур­ды, ара­бы, ар­мяне, си­рий­цы. Ме­со­по­та­мия име­ла весь­ма важ­ное ис­то­ри­че­ское зна­че­ние при ас­си­рий­ском и ва­ви­лон­ском вла­ды­че­стве.

[6] Эдес­са, ны­неш­няя Ур­фа, го­род на се­ве­ре Ме­со­по­та­мии на ре­ке Ев­фрат, с 137 г. до Р. Хр. глав­ный го­род вновь об­ра­зо­ван­но­го Озро­ен­ско­го или Эдес­ско­го го­су­дар­ства; в 217 г. по Р. Хр. пре­вра­ще­на рим­ля­на­ми в во­сточ­ную ко­ло­нию. В Эдес­се ра­но рас­про­стра­ни­лось хри­сти­ан­ство; в IV в. св. Еф­ре­мом Си­ри­ным здесь бы­ла ос­но­ва­на бо­го­слов­ская шко­ла, в V ве­ке скло­нив­ша­я­ся к несто­ри­ан­ству, в поль­зу ко­то­ро­го осо­бен­но мно­го дей­ство­вал учи­тель эдес­ской шко­лы, пре­сви­тер Ива. В 641 г. Эдес­са бы­ла по­ко­ре­на араб­ски­ми ка­ли­фа­ми; в 1098 г. ею овла­дел граф Бал­ду­ин, сде­лав­ший ее глав­ным го­ро­дом кня­же­ства Эдес­ско­го; в 1144 г. она по­ко­ре­на бы­ла тур­ка­ми и с это­го вре­ме­ни пе­ре­хо­ди­ла из рук в ру­ки, по­ка в 1637 г. окон­ча­тель­но не под­па­ла под власть Тур­ции.

[7] Неру­ко­тво­рен­ный об­раз Иису­са Хри­ста, или убрус с от­пе­ча­тав­шим­ся на нем Ли­ком Спа­си­те­ля, ко­то­рый Он по­слал кня­зю Эдес­ско­му Ав­га­рю для ис­це­ле­ния от глаз­ной бо­лез­ни. Неру­ко­тво­рен­ный об­раз хра­нил­ся в Эдес­се до 994 г., ко­гда был куп­лен им­пе­ра­то­ром Кон­стан­ти­ном Пор­фи­ро­род­ным и пе­ре­не­сен 16 ав­гу­ста в Кон­стан­ти­но­поль; от­сю­да он был по­хи­щен ве­не­ци­ан­ца­ми и уто­нул в Мра­мор­ном мо­ре. Празд­не­ство 16 ав­гу­ста.

[8] Ки­ли­кия, ма­ло­азий­ская об­ласть, ле­жа­щая на юго-во­сто­ке, сна­ча­ла под­па­ла под власть Ма­ке­до­нии, за­тем при­над­ле­жа­ла Пар­фян­ско­му и Ар­мян­ско­му цар­ству; в 68 г. до Р. Хр. луч­шая, во­сточ­ная часть её сде­ла­лась рим­ской про­вин­ци­ей; окон­ча­тель­но она по­ко­ре­на при Вес­па­си­ане (6979 г.). – Апо­стол Па­вел был ро­дом из ки­ли­кий­ско­го глав­но­го го­ро­да Тар­са (Деян. 9:11), сю­да уда­лил­ся по сво­ем об­ра­ще­нии (Деян. 9:30) и, ко­неч­но, про­по­ве­до­вал здесь Еван­ге­лие; во вто­рое пу­те­ше­ствие апо­стол про­хо­дил Ки­ли­ки­ей, утвер­ждая ве­ру­ю­щих (Деян. 15:41). Те­перь Ки­ли­кия при­над­ле­жит Тур­ции.

[9] Руфь, ро­дом мо­ави­тян­ка, удо­сто­ив­ша­я­ся вой­ти в ро­до­слов­ную Да­ви­да как пра­ма­терь его (Руф. 4:17), и по­это­му в ро­до­слов­ную Са­мо­го Иису­са Хри­ста (Мф. 1:5); ис­то­рия её со­дер­жит­ся в св. кни­ге, но­ся­щей её имя.

[10] Это был па­па Ин­но­кен­тий I (402417). Он бо­рол­ся с рас­ко­лом до­на­ти­стов, убе­див им­пе­ра­то­ра Го­но­рия из­дать про­тив них стро­гий за­кон, под­твер­дил со­бор­ное опре­де­ле­ние (416) про­тив ере­ти­ков пе­ла­ги­ан, от­ри­цав­ших необ­хо­ди­мость бла­го­да­ти для спа­се­ния; он пер­вый стал ос­но­вы­вать уче­ние о пер­вен­стве па­пы, ссы­ла­ясь на то, что они яв­ля­ют­ся пре­ем­ни­ка­ми ап. Пет­ра.

[11] Здесь ра­зу­ме­ет­ся Ар­ка­дий, во­сточ­но-рим­ский им­пе­ра­тор, сын Фе­о­до­сия Ве­ли­ко­го, по смер­ти от­ца (395 г.) по­лу­чил т. н. Во­сточ­ную им­пе­рию, то­гда как брат его Го­но­рий по­лу­чил За­пад­ную; ро­дил­ся в 377 г., ум. в 408. Во всё вре­мя его цар­ство­ва­ния го­су­дар­ством управ­ля­ли лю­ди, умев­шие под­чи­нить сво­е­му вли­я­нию сла­бо­ха­рак­тер­но­го им­пе­ра­то­ра. Так, в на­ча­ле его цар­ство­ва­ния го­су­дар­ством управ­лял Ру­фин, уве­ли­чив­ший и без то­го огром­ную тя­жесть на­ло­гов, умно­жив­ший чис­ло де­неж­ных штра­фов и тем на­вед­ший ужас на им­пе­рию. По смер­ти Ру­фи­на ме­сто его за­нял ев­нух Ев­тро­пий, убе­див­ший с це­лью соб­ствен­но­го обо­га­ще­ния им­пе­ра­то­ра из­дать стро­гий за­кон (397), ка­рав­ший смерт­ною каз­нью и от­ня­ти­ем иму­ще­ства за вся­кий злой умы­сел не толь­ко про­тив им­пе­ра­то­ра, но и выс­ших лиц. На­ко­нец, им­пе­ра­три­ца Ев­до­кия до­би­лась каз­ни Ев­тро­пия (399), и Ар­ка­дий под­чи­нил­ся все­це­ло сво­ей су­пру­ге, из­вест­ной сво­им враж­деб­ным от­но­ше­ни­ем к св. Иоан­ну Зла­то­усту, быв­ше­му то­гда Кон­стан­ти­но­поль­ским пат­ри­ар­хом. По ее на­сто­я­нию им­пе­ра­тор утвер­дил ре­ше­ние «со­бо­ра под ду­бом» (403) о низ­ло­же­нии Иоан­на Зла­то­уста и от­пра­вил его в ссыл­ку, но по­том воз­вра­тил, ис­пу­гав­шись на­род­но­го воз­му­ще­ния. В 404 го­ду при­ка­зал опять от­пра­вить в за­то­че­ние, сде­лав это, как и в пер­вый раз, под вли­я­ни­ем Ев­до­кии, оскор­бив­шей­ся на Иоан­на Зла­то­уста за его про­по­ве­ди, об­ли­чав­шие рос­кош­ную и без­нрав­ствен­ную жизнь дво­ра. При Ар­ка­дии мис­си­о­не­ры, снаб­жен­ные его гра­мо­та­ми, про­по­ве­до­ва­ли хри­сти­ан­ство по про­вин­ци­ям тем языч­ни­кам, ко­то­рые еще не об­ра­ти­лись ко Хри­сту. Го­но­рий, за­пад­но-рим­ский им­пе­ра­тор – брат им­пе­ра­то­ра Ар­ка­дия. В на­ча­ле его цар­ство­ва­ния во гла­ве управ­ле­ния сто­ял ум­ный по­ли­тик и зна­ме­ни­тый пол­ко­во­дец Стил­н­хон, не раз от­ра­жав­ший на­па­де­ния на им­пе­рию вестго­тов, ван­да­лов, све­вов, бур­гун­дов. По­сле его па­де­ния и каз­ни де­ла им­пе­рии по­шли к худ­ше­му. В 408 го­ду пред­во­ди­тель вестго­тов Ала­рих оса­дил Рим и за­ста­вил за­пла­тить тя­же­лую дань, а в 410 он овла­дел го­ро­дом и от­дал его на раз­граб­ле­ние вой­скам. По смер­ти Ала­ри­ха шу­рин его Ата­ульф за­клю­чил с Го­но­ри­ем мир, по­сле ко­то­ро­го вестго­ты уда­ли­лись за Аль­пы. При Го­но­рии был в 411 г. со­бор про­тив рас­коль­ни­ков до­на­ти­стов, от­де­лив­ших­ся от церк­ви за то, что она при­ни­ма­ла по­ка­яв­ших­ся от­ступ­ни­ков во вре­мя го­не­ний, по­то­му что, по их мне­нию, цер­ковь пе­ре­ста­ет быть свя­тою, ес­ли сре­ди ее чле­нов на­хо­дят­ся греш­ни­ки. По при­ка­за­нию Го­но­рия бы­ли раз­ру­ше­ны все остав­ши­е­ся язы­че­ские хра­мы, а са­ми языч­ни­ки бы­ли уда­ле­ны от го­судар­ствен­ных долж­но­стей.

[12] Хар­ту­ла­ри­я­ми на­зы­ва­лись управ­ля­ю­щие кан­це­ля­ри­ей, на­хо­дя­щей­ся при пат­ри­ар­хе.

[13] Те­ло его бы­ло по­гре­бе­но в церк­ви муч. Во­ни­фа­тия на го­ре Авен­тин­ской; оно бы­ло об­ре­те­но в 1216 г., и над ним по­стро­е­на ве­ли­ко­леп­ная цер­ковь.

Просмотр страниц (292)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *