Чистым Четверг Страстной седмицы был назван в народе. В церковном календаре он называется Великим, как и прочие дни предпасхальной недели, посвященные воспоминаниям о важных евангельских событиях. В Великий Четверг Церковь молитвенно переживает Тайную Вечерю, на которой Иисус Христос установил Таинство Евхаристии, умовение Спасителем ног ученикам, молитву Господа в Гефсиманском саду и предательство Христа Иудой. Вместе с Великой Пятницей этот день — один из самых содержательно насыщенных в церковном году. Прочитать о Великом Четверге. Воспоминание Тайной Вечери можно ниже
Страстная седмица • Великий Понедельник • Великий Вторник • Великая Среда • Великая Пятница • Великая Суббота
* * *
Среди дней Страстной седмицы Великий четверг занимает особое место. В этот день Церковь вспоминает Тайную Вечерю Господа Иисуса Христа с Его учениками – апостолами. На Тайной Вечери Спасителем было установлено главное церковное Таинство – Таинство Евхаристии, или Причащения, во время которого все верующие под видом хлеба и вина вкушают истинные Тело и Кровь Христовы.
Без причащения, учит Святая Церковь, нет истинной христианской жизни, так как в этом Таинстве происходит самое полное, предельно возможное на земле благодатное соединение человека с Богом.
Тайная Вечеря была совершена Христом за день до празднования ветхозаветной Пасхи. Евреи совершали этот праздник в память о чудесном исходе из Египта, где они находились в рабстве в течение четырёхсот лет.
Как и многие другие события ветхозаветной истории, праздник иудейской Пасхи имел прообразовательное значение. Он готовил людей к принятию истинной Пасхи, истинного спасения от рабства греху и смерти. Такое спасение должен был принести людям Сын Божий – Новозаветный Пасхальный Агнец, закланный за грехи мира. Так велико и глубоко было падение людей, что только Сам Бог, добровольно приняв на Себя падшую человеческую природу, мог спасти человека.
Господь преподает нам Себя в Таинстве Евхаристии, дабы каждый верующий в Него мог достичь главной и единственной цели своей жизни – приобщиться Божественной любви, приобщиться Самого Божества.
Тайная Вечеря началась с омовения. Сын Божий, Творец мира совершает обряд, который традиционно совершали рабы: Он омывает апостолам ноги.
Ученики были поражены действиями их Божественного Учителя. Они молча принимали омовение. Только апостол Пётр, человек горячий, не мог сдержать овладевших им чувств.
«Господи! – воскликнул Пётр, – Тебе ли умывать мои ноги?» На это Христос ответил: «что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после… Если не умою тебя, не имеешь части со Мною«. Своим примером Господь показал не только любовь к ученикам, но и научил их смирению – чтобы они не считали за унижение для себя служить ближнему.
И в наши дни в Великий Четверг за архиерейским богослужением порой совершается обряд омовения ног. По окончании Литургии при чтении Евангелия об омовении ног архиерей в память о смиренном поступке Христа омывает ноги священников.
По традиции в Русской Православной Церкви Её Предстоятель, Святейший Патриарх Московский и всея Руси, освящает в Великий Четверг миро – оливковое масло с примесью разных ароматов, – которое варится в первые дни Страстной седмицы. Освящённое миро рассылается по епархиям и приходам. Святое миро используется в Таинстве Миропомазания. Оно совершается над человеком один раз в жизни сразу после Таинства Крещения, через миропомазание новокрещённый обретает полноту даров благодати Святого Духа.
После омовения и прощальной беседы с учениками Христос преломил хлеб и, благословив его, подал апостолам со словами: «сие есть Тело Моё, которое за вас предаётся; сие творите в Моё воспоминание«. Взяв чашу и благословив её, сказал: «пейте из неё все; Ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов«.
В скромной Сионской горнице происходит великое чудо: человек, некогда отвергший Бога, вновь приобщается к Богу – Источнику Вечной Жизни.
В Четверг Страстной седмицы в храмах совершается Божественная литургия. В этот день каждый верующий, по примеру апостолов, стремится соединиться со Христом в Таинстве Причащения. За богослужением несколько раз произносится молитва «Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими…» Эту молитву поёт хор, читает священник, повторяют все верующие. В ней христианин просит у Бога соделать его причастником Тайной Вечери, ныне совершающейся в храме…
Присутствуя в Страстную седмицу на церковных богослужениях, представляющих нам все часы последних дней земной жизни Спасителя, мы станем свидетелями и величайшего события человеческой истории – Славного Христова Воскресения.
Тропари, кондаки, молитвы и величания
Тропарь на Великий Четверг, глас 8
Егда́ сла́внии ученицы́/ на умове́нии ве́чери просвеща́хуся,/ тогда́ Иу́да злочести́вый/ сребролю́бием неду́говав омрача́шеся,/ и беззако́нным судия́м Тебе́, Пра́веднаго Судию́, предае́т./ Виждь, име́ний рачи́телю,/ сих ра́ди удавле́ние употреби́вша!/ Бежи́, несы́тыя души́,/ Учи́телю такова́я дерзну́вшия;// И́же о всех Благи́й, Го́споди, сла́ва Тебе́.
Перевод: Когда славные (досточтимые) ученики на вечери при умовении ног просвещались; тогда Иуда злонамеренный, зараженный сребролюбием, совсем омрачился; и Тебя, Праведного Судию, замыслил предать беззаконным судьям. – Жадный собиратель богатств! Посмотри на удавившегося из-за них! Избегай жадности, – вот на что дерзнула она в отношении к Учителю; Господи, милостивый во всем, да будет Тебе слава!
[Комментарий: В тропаре две разные по содержанию части. В первой части при помощи противопоставления описаны процессы, происходившие в душах учеников: в то время как славные апостолы во время умовения ног принимали важный жизненный урок от Учителя, просвещались светом добродетели, злочестивый Иуда, «болея» сребролюбием (в песнопениях именно сребролюбие названо главным мотивом предательства), планировал предстоящее предательство.
Вторая часть – нравственное приложение: здесь гимнограф обращается лично к каждому стяжателю, собирателю богатств (можно представить, будто такой человек стоит в храме и слова песнопения адресованы конкретно ему). В песнопении говорится о том, к какой катастрофе привел Иуду недуг стяжательства; чтобы не повторить его судьбу, мы должны «бежать» от этой страсти.]
Кондак на Великий Четверг, глас 2
Хлеб прие́м в ру́це преда́тель,/ сокрове́нно ты́я простира́ет,/ и прие́млет це́ну Созда́вшаго Свои́ма рука́ма челове́ка,// и неиспра́влен пребы́сть Иу́да раб и льстец.
Перевод: Взяв хлеб в руки, предатель тайно их же простирает и берет цену Создавшего Своими руками человека; и неисправим остался Иуда, раб и льстец.
Текст описания службы Великого Четверга. Воспоминание Тайной Вечери, взято с сайта Азбука Веры. Еще на сайте Азбука Веры можно прочитать — Богослужебные (литургические) особенности:
- Богослужения Страстной Седмицы наряду
- Служба «Двенадцати Евангелий» (Страстные Евангелия)
- Триодь Постная. Служба во Святой и Великий Четверг
- Песнопения Страстной седмицы
Задостойник Великого Четверга (ирмос 9-й песни канона)
Славянский текст: «Странствия Владычня, и безсмертныя Трапезы на горнем месте, высокими умы, вернии приидите насладимся, возшедша слова, от Слова научившеся, Егоже величаем».
Греческий текст: Ξενίας δεσποτικῆς, καὶ ἀθανάτου τραπέζης, ἐν ὑπερῴῳ τόπῳ, ταῖς ὑψηλαῖς φρεσί, πιστοὶ δεῦτε ἀπολαύσωμεν, ἐπαναβεβηκότα λόγον, ἐκ του Λόγου μαθόντες, ὃν μεγαλύνομεν
Перевод: Гостеприимства Владыки и бессмертной трапезы на возвышенном месте, верные, придите, насладимся, устремленным вверх разумом познавая возвышенное слово (учение) от Самого Слова, Которого мы величаем.
Основную трудность для понимания ирмоса создает неправильный славянский перевод греческого слова ξενία. Это слово может означать «странствование», однако в данном контексте лучше подходит другой вариант – «гостеприимство, угощение странников»; при выборе такого перевода все «встает на свои места».
Преподобный Косма Маюмский призывает нас возвысить свой ум и мысленно подняться на самый верх (прилагательное ὑπερῷος означает «находящийся вверху, на верхнем этаже»), чтобы насладиться той «бессмертной трапезой», которую устраивает Владыка Христос и на которую Он, как гостеприимный Хозяин, всех нас приглашает. Великий Четверг – праздник Святой Евхаристии; в ближайшем смысле этот призыв означает приглашение к Причащению в этот день (действительно, многие христиане стараются причастить в Великий Четверг, когда совершается главная литургия года). Однако вместе с тем в песни содержится призыв к постоянному участию в Трапезе Господней, которая возвышает человека, просвещает его и дает ему познание истинного учения.
Темы богослужебных текстов Великого Четверга
• Тайная Вечеря и установление Таинства Евхаристии
• Умовение ног ученикам:
— Христос умыл ноги своим ученикам, проявив высочайшее смирение и дав образец поведения всем христианам;
— в некоторых храмах совершается Чин умовения ног
• Гефсиманское борение (представлено только в Евангелии)
• Предательство Иуды
Великий Четверг – один из важнейших дней церковного года. По своей значимости он сравним с Великой Пятницей, Великой Субботой и Пасхой.
Ради воспоминания Тайной Вечери и установления Таинства Евхаристии все верующие стараются причаститься в этот день.
(Из книги А.С. Кашкина «Литургика. Часть 2. Постная и Цветная Триоди»)
Просмотр страниц (66)