Праздник Сретения Господа Иисуса Христа

Ярославская икона. 1-ая половина XVII в. Ярославский художественный музей

В Великий Праздник Сретения Господа Иисуса Христа, 15 февраля 2024 года, иерей Александр Кулеш, настоятель храма Спаса Нерукотворного, с. Каргасок и иерей Роман Косенков, клирик Прихода, совершили Праздничное Богослужение в храме Спаса Нерукотворного. Прочитать Праздничное поздравление иерея Романа Косенкова и стихи в честь Праздника Сретения Господня можно далее  

Дорогие братья и сестры, поздравляем Вас с Праздником Сретения Господня!

Этот великий Праздник Русская Православная Церковь празднует всегда 2-го февраля или 15-го февраля по новому летоисчислению.  Вспомним же, о чём этот Праздник.

Славянское слово «сретение» означает — «встреча».  Давным-давно, был человек в Иерусалиме, и звали его — Симеон. Человеком он был благородным и праведным, и ожидал утешения Израиля. И Дух Святой был на нём. Духом Святым ему было предсказано, что он не увидит смерти, пока не увидит Христа Господня. И он пришел в храм по вдохновению в тот день, когда родители принесли младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд посвящения Богу. Симеон взял младенца Иисуса на руки, благословил Бога и сказал: «Теперь ты отпустишь раба Твоего, Владыка, по слову Твоему с миром, ибо глаза мои видели Твоё спасение, которое Ты приготовил пред лицом всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля.» (см. Лк. 2, 22-40).

Бог благоволил, чтобы праведный Симеон встретил Христа беспомощным младенцем. В Иудее во времена Спасителя действовал закон: на сороковой день после рождения первенца родители должны были принести его в храм для посвящения Богу. При этом они должны были принести Господу жертву — годовалого ягненка, голубя или барашка. Этот закон был установлен еще со времен Моисея. Посвящение первенца Богу должно было напоминать о тех первенцах египетских, ценою которых евреи были отпущены из Египта и спаслись от смерти, грозившей им по приказу фараона. По древнему закону, Богородица и праведный Иосиф принесли младенца Иисуса в иерусалимский храм, где Его встретил Симеон Богоприимец. Во время праздничного богослужения сегодня поются литургические тексты, в которых проводится параллель между Симеоном и Моисеем. Но если вождь народа Израилева был достоин лишь увидеть Бога сзади, когда слава Божия прошла над ним (см. Исх: 33: 20), то Симеон держал воплотившегося Бога в своих руках.

Младенец, принесенный в храм Господом Иосифом и Марией, есть не кто иной, как Тот, Кто дал Закон Моисею. По Закону Он был обрезан на восьмой день после рождения и теперь приведен в храм Господень, в свой дом и в дом Отца своего. Тот, Кто когда-то дал Закон Моисею, стал подобен нам, и теперь Он будет исполнять Закон так, как должны были исполнить его люди.

На знаменитой древнерусской иконе, которая была изготовлена мастерами школы Андрея Рублёва в 1408 году, Богомладенец изображается в руках праведного Симеона Богоприимца. При этом Иисус Христос закутан не в детские пелёнки, а в коротенькую рубаху, похожую на царский хитон. Руки старца Симеона, спрятанные под одеждой, символизируют престол, явное изображение которого с сенью над ним помещено в самом центре иконы. Фигура Божией Матери передает скорбь неизбежности будущего страдания Спасителя. В этом двойственный характер Праздника. Радость исполнения Ветхого Завета для Симеона, и путь на Крест ради спасения мира и спасения каждого из нас, в который отправляет Пресвятая Дева своего Сына. Этот Праздник — одновременное торжество Господне и Богородицы. Богородица прославляется в песнопениях праздника как Небесная Дверь, Херувимский Кристалл и Облако Света, ибо Она приносит в храм Сына Божия.

Жизнь праведного Симеона была подчинена одной цели: ожидание встречи со Спасителем мира. Встречи с Тем, Кто спасет весь мир. В то же время, он ожидал собственной смерти потому, что он знал, что одно связано с другим. Когда встреча состоится, он сможет перейти от мира к Богу. Песня Симеона Богоприимца – это не просто напоминание христианам об одном из значимых праздников церковного календаря. Прежде всего — это духовный опыт встречи с Господом, который должен произойти до смерти.

В евангельском рассказе о Сретении упоминается о благочестивой вдове Анне Пророчице. На иконе Праздника ее принято изображать рядом со старцем Симеоном. Эта вдова долгие годы жила при храме, ожидая Спасителя. Став свидетельницей встречи с обещанным Мессией, Анна, несмотря на свой возраст, отправляется проповедовать благую весть о пришествии Царя Иудейского.

Едва ли не на каждой службе священнослужители призывают прихожан приводить детей в храм Господень. Если еще несколько десятилетий назад православные христиане нашего Отечества не имели возможности открыто исповедовать свою веру, то сегодня храм открыт для всех без исключения. Это значит, что встреча с Господом Иисусом Христом может и должна произойти не в момент испытания, уже во взрослом возрасте, а в детстве, по вере родителей. Тогда в начале своего жизненного пути молодые люди не отвергнут Бога, а смогут принять Христа всем своим сердцем, построят свою жизнь по евангельским заповедям. Если в церкви есть дети, то есть будущее у нас.

Господь в своих руках содержит всю вселенную и каждого человека. Одновременно, в образе беспомощного младенца Он, воплотившийся, лежал на руках праведного Симеона. Подобно этому, Господь отдал Свое Тело и Кровь нам. Мы удостоились быть храмом Божиим, обителью Божественной благодати, причастниками Божественного естества. Это накладывает особую ответственность на православных христиан. Мы не должны впадать в обычные человеческие страсти и грехи. И если Господь попустит нам впасть в эти грехи и страсти, то нам следует как можно скорее прибегнуть к тайне покаяния, вновь принять чистое Тело и Кровь Христовы, чтобы освободиться от бремени грехов и предоставить место Христу в наших душах и сердцах. Каждый раз, когда мы приходим в храм и причащаемся Святых Христовых Тайн, это становится для нас встречей с Богом (сретением Бога), Который наполняет нас своим живым присутствием. Его чистое Тело и Его чистая Кровь становятся в нас источником благодати и источником спасения. Только очень важно, чтобы мы жили в Боге, чтобы тайна приносила действительные плоды в нашей жизни, соединяя нас с Богом, и друг с другом в Церкви.

Автор — иерей Роман Косенков


Сретение. Иосиф Бродский

Анне Ахматовой

Когда Она в церковь впервые внесла
Дитя, находились внутри из числа
людей, находившихся там постоянно,
Святой Симеон и пророчица Анна.

И старец воспринял Младенца из рук
Марии; и три человека вокруг
Младенца стояли, как зыбкая рама,
в то утро, затеряны в сумраке храма.

Тот храм обступал их, как замерший лес.
От взглядов людей и от взоров небес
вершины скрывали, сумев распластаться,
в то утро Марию, пророчицу, старца.

И только на темя случайным лучом
свет падал Младенцу; но Он ни о чем
не ведал еще и посапывал сонно,
покоясь на крепких руках Симеона.

А было поведано старцу сему,
о том, что увидит он смертную тьму
не прежде, чем Сына увидит Господня.
Свершилось. И старец промолвил: «Сегодня,

реченное некогда слово храня,
Ты с миром, Господь, отпускаешь меня,
затем что глаза мои видели это
Дитя: Он — Твое продолженье и света

источник для идолов чтящих племен,
и слава Израиля в Нем». — Симеон
умолкнул. Их всех тишина обступила.
Лишь эхо тех слов, задевая стропила,

кружилось какое-то время спустя
над их головами, слегка шелестя
под сводами храма, как некая птица,
что в силах взлететь, но не в силах спуститься.

И странно им было. Была тишина
не менее странной, чем речь. Смущена,
Мария молчала. «Слова-то какие…»
И старец сказал, повернувшись к Марии:

«В лежащем сейчас на раменах Твоих
паденье одних, возвышенье других,
предмет пререканий и повод к раздорам.
И тем же оружьем, Мария, которым

терзаема плоть Его будет, Твоя
душа будет ранена. Рана сия
даст видеть Тебе, что сокрыто глубоко
в сердцах человеков, как некое око».

Он кончил и двинулся к выходу. Вслед
Мария, сутулясь, и тяжестью лет
согбенная Анна безмолвно глядели.
Он шел, уменьшаясь в значеньи и в теле

для двух этих женщин под сенью колонн.
Почти подгоняем их взглядами, он
шел молча по этому храму пустому
к белевшему смутно дверному проему.

И поступь была стариковски тверда.
Лишь голос пророчицы сзади когда
раздался, он шаг придержал свой немного:
но там не его окликали, а Бога

пророчица славить уже начала.
И дверь приближалась. Одежд и чела
уж ветер коснулся, и в уши упрямо
врывался шум жизни за стенами храма.

Он шел умирать. И не в уличный гул
он, дверь отворивши руками, шагнул,
но в глухонемые владения смерти.
Он шел по пространству, лишенному тверди,

он слышал, что время утратило звук.
И образ Младенца с сияньем вокруг
пушистого темени смертной тропою
душа Симеона несла пред собою

как некий светильник, в ту черную тьму,
в которой дотоле еще никому
дорогу себе озарять не случалось.
Светильник светил, и тропа расширялась.

16 февраля 1972 года.

Просмотр страниц (6)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *