Праздник Рождества Господа Иисуса Христа

В Великий Праздник Рождества Господа Иисуса Христа7 января 2024 года, иерей Александр Кулеш, настоятель храма Спаса Нерукотворного, с. Каргасок и иерей Роман Косенков, клирик Прихода, совершили Праздничное Богослужение в храме Спаса Нерукотворного. Во время Праздника по традиции были оглашены Рождественское послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Рождественское послание Высокопреосвященнейшего Ростислава, митрополита Томского и Асиновского. Далее можно прочитать поздравление иерея Романа Косенкова и посмотреть фотографии с праздничной службы. 

Приветствуем Вас, братья и сестры, на нашем сайте и поздравляем со святыми днями Рождества Христова. Рождественские дни в народе ещё называют «святками». Празднование распространяется на весь период от 25 декабря до 6 января (от 7 января до 19 января по Григорианскому, ныне гражданскому, календарю), и, можно сказать, является образцом многодневного праздника, бережно сохранённого Церковью до наших дней. В первую очередь, хотел бы обратить ваше внимание на то, что ни Рождество Христово, ни Обрезание по плоти Господа Иисуса Христа, ни Крещение Господне никак не связано с празднованием гражданского новолетия, или как мы говорим с «Новым Годом». Разве только — календарным расположением. Однако же, явно и со всей силой свидетельствуют нам об их высочайшей значимости даже в кругу обычных календарных празднеств. Они возвышены, они глубоки, они глубоко личностны и вместе с тем объединяюще-коллективны. Концентрация таких праздников в относительно коротком промежутке времени несёт огромный заряд позитивной энергии, что чувствует каждый человек. Правда, конечно, чувствует и переживает по-разному, можно сказать, в меру веры, в меру любви.

Почему же Церковь связала эти три события в одно празднование?

Надо сказать, что как мы знаем, ранее всё это торжество именовали Богоявлением. И в разных поместных Церквах фокус смыслов смещался то к Рождеству, то к Крещению, их праздновали в разных контекстах и временных промежутках, часто объединяя между собой. Только Вселенская Церковь Духом Святым выстроила правильную последовательность для практической духовной жизни.

Рождество Христово.

Как равный смертным Ты пришел, Всевышний, / добровольно от Девы плоть приняв, / чтобы уничтожить яд змеиной головы, / всех ведя, Боже естеством, / к свету животворному от врат, лишенных солнца. (Служба Рождества Христова, канон праздника 2, песнь 4, тропарь 1 )

Человек рождается в мир, Бог рождается так же, как и человек. Он рождается, как рождается на земле всё живое. И Праздник напоминает нам о ценности этого события. Новорождённого Христа окружают, не только люди разного состояния и социального статуса, но и ангелы, и животные и растения. Он рождается, как тварь среди твари. И так же, как и всякий рождённый в жизнь временную, Он встречает с самого начала любовь и ненависть, дары и гонения. Иными словами, Рождество Христово явилось событием космического масштаба, всеприродного значения, и с этого момента вся природа начинает преображаться, например, вот что мы видим в ангельском мире: «Поскольку за согрешения мы были устранены от Бога, то и Ангелы, граждане Божии, устраненных нас отвергали от своего общения. Но поскольку мы признали Царя своего, то и Ангелы опять признали нас своими согражданами. Ибо, когда Царь неба принял на Себя землю плоти нашей, тогда уже и оная Ангельская высота не презирает нашей низости. Ангелы опять восстановляют мир с нами, не обращая внимания на прежнее разногласие;» (Свт. Григорий Двоеслов Беседа 8, говоренная к народу в храме Пресвятой Девы Марии в день Рождества Господня.) и этот элемент необходимо, братья и сестры, усвоить.  «Ибо как спасительное лекарство, усвоенное телом, побеждает губительные яды, или как царящая в помещении тьма рассеивается при внесении света, так же и господствовавшая над человеческой природой смерть уничтожилась присутствием Божества. И как лед в воде, все время, пока ночь и тень, подчиняет себе водное естество, когда же пригреет солнце, он тает от его лучей, так же и смерть царствовала до пришествия Христова. Когда же воссияла «благодать Божия и спасительная» (Тит. 2:11), и взошло «Солнце правды» (Мал. 4:2), тогда «поглощена была смерть победою» (1 Кор. 15:54), не выдержав приближения Истинной Жизни. О, глубина благости и человеколюбия Божия!». (Свт.Василий Великий  Гомилия на Рождество, 2-3.)

Обрезание по плоти Господа нашего Иисуса Христа.

На восьмой день после Рождества Христова празднуется Обрезание Иисуса, смысл которого сегодня многим трудно понять.  Когда рождается младенец — это одна радость. Но получение свидетельства о рождении, часто не связано с радостными событиями. А вместе с тем, помните знаменитую речь Тараса из повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» — «Нет уз святее товарищества! Отец любит свое дитя, мать любит свое дитя, дитя любит отца и мать. Но это не то, братцы: любит и зверь свое дитя. Но породниться родством по душе, а не по крови, может один только человек». (Н.В.Гоголь «Тарас Бульба» глава 9.)

Так и обрезание, во время которого нарекают имя младенцу, является рождеством, но не в природном, а в социальном смысле. Господь рождается, становится членом общества людей, объединённых почитанием Бога Авраама, Исаака и Иакова. Это теперь не просто существо — это человек. Здесь мы уже не видим ни ангелов, ни животных. Всё внимание концентрируется на людях, исполняющих волю Божию о народе Авраама: « Сей есть завет Мой, который вы должны соблюдать между Мною и между вами и между потомками твоими после тебя [в роды их]: да будет у вас обрезан весь мужеский пол; обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами. Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий младенец мужеского пола, <…> и будет завет Мой на теле вашем заветом вечным. Необрезанный же мужеского пола, который не обрежет крайней плоти своей [в восьмой день], истребится душа та из народа своего, ибо он нарушил завет Мой».  (Быт. 17:10—14)

Итак, после того как Христа приняла природа, Христа приняли люди и мы слышим пророчества, уже выраженные в словесной форме: «..се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий,..». (Ев. Лк 2.34) Таким образом, и общество для спасения должно преобразиться — это также нужно осознать, братья. Жизнь человека, как природного существа и как социальной сущности, требует изменения, и хорошая новость состоит в том, что Господь готов эти изменения осуществить.

Автор — иерей Роман Косенков


Просмотр страниц (14)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *