Праздник Успения Божией Матери

28 августа 2023 года,  в храме Спаса Нерукотворного, с. Каргасок, состоялась  Праздничная служба — Божественная литургия в честь Праздника Успения Пресвятой Богородицы. Службу вели — иерей Александр Кулеш, настоятель храма Спаса Нерукотворного и иерей Роман Косенков, клирик прихода. Накануне Праздника вечером предыдущего дня,  прошло Всенощное бдение, где  во время полиелея – самой торжественной части богослужения – из алтаря на середину храма была изнесена святая Плащаница – шитая икона, изображающая Пресвятую Деву, лежащую на одре. Все прихожане находящиеся в этот день в храме, смогли поклониться святыне и были помазаны освященным елеем. На Божественной литургии прихожане смогли причаститься святых Христовых Таин.  В завершение Литургии была прочитана особая молитва Божией Матери ради Её Успения, а затем духовенство и богомольцы совершили поклонение святой Плащанице. Также был отслужен молебен о начале нового учебного года.   Далее можно прочитать статью иерея Романа Косенкова о Празднике Успения Пресвятой Богородицы,  и посмотреть фотографии с Праздничных служб. 

Братья и сестры, поздравляем вас с праздником Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии!

К этому Празднику мы готовились прошедшие две недели. Это Праздник христианской надежды, праздник веры, праздник особенной христианской любви к Богу и человечеству. Мы называем его – Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Православная церковь сохранила для нас память о том, как Матерь Господа нашего Иисуса Христа преставилась к Богу и была вознесена на небо  своим Сыном.

По дошедшему до нас преданию, основанному на словах очевидцев священномучеников Дионисия Ареопагита († 3 октября 96 г.) и Игнатия Богоносца († 20 декабря 107 г.), святитель Амвросий Медиоланский в творении «О девственницах» писал о Матери Божией: «Она была Девою не телом только, но и душою, смиренна сердцем, осмотрительна в словах, благоразумна, немногоречива, любительница чтения, трудолюбива, целомудренна в речи. Правилом Ее было – никого не оскорблять, всем благожелать, почитать старших, не завидовать равным, избегать хвастовства, быть здравомысленной, любить добродетель. Когда Она хоть бы выражением лица обидела родителей, когда была в несогласии с родными? Когда погордилась пред человеком скромным, посмеялась над слабым, уклонилась от неимущего? У Нее не было ничего сурового в очах, ничего неосмотрительного в словах, ничего неприличного в действиях: телодвижения скромные, поступь тихая, голос ровный; так что телесный вид Ее был выражением души, олицетворением чистоты. Все дни Свои Она обратила в пост: сну предавалась только по требованию нужды, но и тогда, как тело Ее покоилось, духом Она бодрствовала, повторяя во сне читанное, или размышляя о приведении в исполнение предположенных намерений, или предначертывая новые. Из дома выходила только в церковь, и то в сопутствии родных. Впрочем, Она хотя и являлась вне дома Своего в сопровождении других, но лучшим стражем для Себя была Она Сама; другие охраняли только тело Ее, а нравы Свои Она блюла Сама».

Так жила Богоматерь до самого конца её земной жизни.

В эти дни, дни Успенского поста и Успения, мы читаем утешительную книгу нашего не столь далёкого будущего и тот, кто  читает её внимательно и регулярно, глубже проникает умом в тайны Божией премудрости, оздоравливается душой, здоровеет и крепнет духом и телом.  Если человек ведёт праведную жизнь, Господь награждает его здоровьем, благоразумием и благополучием. Иногда Он испытывает его скорбями, чтобы человек преодолевая их, очищал себя от сомнений, распознавал свой грех, упражнял твёрдость в вере и искусство в любви.  И, всё же, человек не является сам по себе источником смыслов, а, следовательно, нуждается в таком источнике. Господь даёт возможность достичь этого источника,  даёт в Церкви, вручая каждому, крестившемуся во имя Христа, семя благодати.  Это семя растёт у послушных голосу Церкви чад в меру их прилежания, терпения, вдумчивости.

Успенским постом Православная Церковь ставит в пример всем жизнь Пресвятой Девы Марии, как Она проводила Своё время на склоне жизни телесной. Церковь показывает, как каждый достойный человек должен жить и умирать, что есть обычная смерть для раба Божия.

Как начинается Успенский пост? Медовый спас. Человек приходит в мир и вкушает от Бога многочисленные дары, в том числе и саму жизнь. Он чувствует благодать этих даров как сладость меда. Мед, который даже в небольших количествах улучшает самочувствие, укрепляет душевные и телесные силы, исцеляет болезни, при этом не напрягая тело. Это яркий образ небесной пищи, которую Господь даёт человеку здесь, в этом мире, чтобы он взыскивал Его с радостью.

Затем наступает Яблочный Спас. Церковь вспоминает Преображение Господне и показывает, куда ведёт путь идущего за Христом. Каких плодов ждёт Бог от человека ещё при жизни. И яблоки, которые освящаются в этот день в России – это образ созревших плодов благодати Божией, собранных при жизни. Богатство неиждиваемое, приносимое в дар всему миру. Внемлите, христиане, чему учит Церковь! Ещё при жизни человек должен преобразиться для Царства Небесного.

И, наконец, Успение. Разлучение души и тела – смерть телесная. Слово «успнуть» в древнем нашем языке обозначает уснуть. Подобно тому, как к вечеру каждого здорового человека одолевает сон, так, растратив силы временной жизни, человек встречает смерть. И тут есть что с чем сравнить и где взять образец и ориентир. Праведник, говорят святые отцы, спит глубоким сном без сновидений. За малое время его дух обретает большую силу. Иные плохо засыпают, спят беспокойно и даже за длительное время не высыпаются и чувствуют себя разбитыми. Всё это из-за того, что покой у Господа, и покойный должен быть готов к встрече с Ним. А что же это значит? Ответ мы находим в Успении Божией Матери:

Ко времени Своего блаженного Успения Пресвятая Дева Мария опять прибыла в Иерусалим. Слава Ее как Матери Божией уже распространилась по земле и многих завистливых и гордых вооружила против, которые покушались на Ее жизнь; но Бог хранил Ее от врагов.

Дни и ночи Она проводила в молитве. Нередко Пресвятая Богородица приходила ко Святому Гробу Господню, воскуряла здесь фимиам и преклоняла колена. Не раз покушались враги Спасителя препятствовать посещать Ей святое место и выпросили у первосвященников стражу для охраны Гроба Спасителя. Но Святая Дева, никем не зримая, продолжала молиться пред ним. В одно из таких посещений Голгофы пред Нею предстал Архангел Гавриил и возвестил о Ее скором переселении из этой жизни в жизнь Небесную, вечно блаженную. В залог Архангел вручил Ей пальмовую ветвь. С Небесной вестью возвратилась Божия Матерь в Вифлеем с тремя Ей прислуживавшими девами (Сепфорой, Евигеей и Зоилой). Затем Она вызвала праведного Иосифа из Аримафеи и учеников Господа, которым возвестила о Своем скором Успении. Пресвятая Дева молилась также, чтобы Господь послал к Ней апостола Иоанна. И Дух Святой восхитил его из Ефеса, поставив рядом с тем местом, где возлежала Матерь Божия. После молитвы Пресвятая Дева воскурила фимиам, и Иоанн услышал голос с Небес, заключавший Ее молитву словом «Аминь». Божия Матерь заметила, что этот голос означает скорое прибытие апостолов и Святых Сил Бесплотных. Апостолы, число которых и исчислить нельзя, слетелись, говорит святой Иоанн Дамаскин, подобно облакам и орлам, чтобы послужить Матери Божией. Увидев друг друга, апостолы радовались, но в недоумении взаимно спрашивали: для чего Господь собрал их в одно место? Святой Иоанн Богослов, с радостными слезами приветствуя их, сказал, что для Божией Матери настало время отойти ко Господу. Войдя к Матери Божией, они увидели Ее благолепно сидящей на ложе, исполненную духовного веселия. Апостолы приветствовали Ее, а затем поведали о их чудесном восхищении с места проповеди. Пресвятая Дева, прославляла Бога, что Он услышал Ее молитву и исполнил желание Ее сердца, и начала беседу о предстоящей Ее кончине. Во время этой беседы также чудесным образом предстал и апостол Павел с учениками своими: Дионисием Ареопагитом, дивным Иерофеем, Божественным Тимофеем и другими из числа 70 апостолов. Всех их собрал Святой Дух, чтобы они сподобились благословения Пречистой Девы Марии и благолепнее устроили погребение Матери Господней. Каждого из них Она призывала к Себе по имени, благословляла и хвалила веру и их труды в проповедании Христова Евангелия, каждому желала вечного блаженства и молилась с ними о мире и благостоянии всего мира.

Настал третий час, когда должно было совершиться Успение Божией Матери. Пылало множество свечей. Святые апостолы с песнопениями окружали благолепно украшенный одр, на котором возлежала Пречистая Дева Богородица. Она молилась в ожидании Своего исхода и пришествия Своего вожделенного Сына и Господа. Внезапно облистал неизреченный Свет Божественной Славы, пред Которым померкли пылавшие свечи. Видевшие ужаснулись. Верх помещения как бы исчез в лучах необъятного Света, и сошел Сам Царь Славы, Христос, окруженный множеством Ангелов, Архангелов и других Небесных Сил с праведными душами праотцев и пророков, некогда предвозвешавших о Пресвятой Деве. Увидев Своего Сына, Божия Матерь воскликнула: «Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе, Спасе Моем, яко призре на смирение рабы Своея» – и, поднявшись с ложа для встречи Господа, поклонилась Ему. Господь приглашал Ее в обители Вечной Жизни. Без всякого телесного страдания, как бы в приятном сне, Пресвятая Дева предала душу в руки Своего Сына и Бога.

Обо всём этом Церковь рассказывает в дни Успения и предшествующего поста, призывая всех к бодрствованию, ибо даже две недели послушания, дают вкусить мёда райской жизни и приготовить себя ко встрече с Богом, да славится Имя Его и Пречистой Его матери во веки. Аминь.


 

 

 

Просмотр страниц (10)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *