Слово «искупление» буквально означает «выкуп»; этот термин употреблялся в древнем мире, когда речь шла о выкупе за освобождение тех, кто не может обрести свободу собственными силами: пленных, рабов, преступников. Добровольная смерть Христова за людей является искупительной. Его подвиг имеет характер выкупа или платы за освобождение человечества от власти греха и смерти – власти, от которой люди после грехопадения прародителей не могли избавиться сами, без помощи Бога.
Грех, во власти которого находились люди, — это не столько преступление или оскорбление Бога, сколько болезнь человеческой природы, ее повреждение, сделавшее недоступным для человека богообщение и вечную жизнь с Богом. В силу этого искупление и спасение, устроенное Христом, понимается как исцеление человеческой природы, освобождение от болезни (страстей и греха).
Искупление не сводимо к некоему мгновенному акту; вся земная жизнь Спасителя, от момента Воплощения до Вознесения, имеет искупительное значение и служит примирению человека с Богом. Согласно «Пространному Катехизису» святителя Филарета (Дроздова), Господь совершил наше спасение следующими действиями: «…учением Своим, жизнью Своею, смертью Своею и воскресением». Прежде всего, Христос сообщил человечеству совершенное понятие о Боге и научил праведной жизни по воле Божией. Учение Иисуса Христа есть «Евангелие Царствия Божия» (Мк. 1.14), или, иначе говоря, учение о спасении. Преподав Своим ученикам совершенное учение, Христос дал им пример праведной жизни в Себе Самом, став для христиан всех времен идеалом духовно-нравственного совершенства. Жизнь Иисуса Христа бывает для верующего человека спасительной, если он ей подражает. Но Крестная смерть – это центральное событие Искупления, кульминационный момент всего служения Христова, о котором Он Сам сказал: «На сей час Я и пришел» (Ин. 12.27).
Смерть вошла в наш мир как следствие греха. Добровольное принятие смерти Господом Иисусом Христом явилось необходимым условием победы над ней. Безгрешный Сын Божий был распят, умер и душой сошел во ад. По смерти Спасителя силы зла не смогли удержать Его душу в аду, ибо не нашли в Нем ничего нечистого и греховного, на что они по праву могли бы распространить свою власть[1]. Тем самым смерть Спасителя явилась победой над смертью, и эту победу Господь, «смертию смерть поправ»[2], явил в Своем Воскресении.
________________________
[1] Об этом Сам Христос сказал ученикам накануне Страстей: «…идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего» (Ин. 14.30).
[2] Тропарь Святой Пасхи.
Тропарь, во глас 5:
Христос воскресе из мертвых, / смертию смерть поправ / и сущим во гробех живот даровав. (Трижды)
Серебрякова Ю. В. Основы Православия: учеб. пособие / Ю. В. Серебрякова, Е. Н. Никулина, Н. С. Серебряков. – М.: Изд-во ПСТГУ, 2010. – 332 с.
Просмотр страниц (425)